Галина Коновалова
Особенности взаимодействия педагогов с гиперактивными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности взаимодействия педагогов с гиперактивными детьми.
В 80-х годах XX века состояние чрезмерной двигательной активности стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию болезней под названием синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Оно обусловлено нарушением функций центральной нервной системы ребёнка и проявляется в том, что ребенку трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью. Стоит отметить, что, хотя внешне на первый взгляд выходит избыточная подвижность малыша, основным дефектом в структуре этого заболевания является дефицит внимания: ребенок не может ни на чем сосредоточиться надолго. Дети, страдающие синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, отличаются неусидчивостью, невнимательностью и импульсивностью. Кроме того, для большинства детей с этим синдромом характерна двигательная неловкость, неуклюжесть.
Публикация «Особенности взаимодействия педагогов с гиперактивными детьми» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Ребенок с СДВГ в семье, в детском саду очень подвижен, как правило, много говорит, задает огромное количество вопросов взрослым (порой, не слушая ответов). Такой ребенок подвержен травмам: синякам, ушибам и ссадинам. Безусловно, такой ребёнок создает много беспокойства взрослым. Импульсивность, присущая таким детям, порождает множество конфликтов. Добиться, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ними – вполне посильная задача.
Часто ребенок проводит в детском саду по 10 – 12 часов. Поэтому воспитателям, логопедам, дефектологам и другим специалистам, необходимо знать как особенности данной категории детей, так и приемы работы с ними в разных ситуациях.
Присутствие даже одного ребенка с СДВГ в группе детского сада значительно осложняет работу воспитателя. Как правило, педагоги, стараясь успокоить ребенка, объясняют ему, что он ведет себя «плохо», пытаются взывать к совести нарушителя порядка, лишают его возможности играть с детьми, ставят в угол и т. д. Однако, к сожалению, многие привычные меры воздействия не только не приводят к положительным изменениям, но порой даже усугубляют положение.
Правила для педагога по взаимодействию с гиперактивным ребенком.
• Уважайте ребенка и принимайте его таким, как он есть. Будьте реалистичны в ваших ожиданиях и требованиях.
• «Не замечайте» мелких шалостей, сдерживайте раздражение и не кричите на ребенка, так как от шума его возбуждение усиливается.
• Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
• Применяйте при необходимости позитивный физический контакт: возьмите за руку, погладьте по головке, прижмите к себе.
• Сажайте ребенка на занятиях поближе, чтобы уменьшить отвлекающие моменты.
• Давайте возможность во время занятия подвигаться (что-нибудь принести, раздать).
• Хвалите за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто демонстрируйте восхищение, если ребенок довел какое-то дело до конца.
• Старайтесь замечать каждый успех малыша и обязательно давайте ему понять, что вы видите его успехи.
• Направляйте энергию ребенка в полезное русло, мотивируйте его на спокойные действия.
• На первых этапах избегайте монотонной деятельности, занятия должны быть увлекательными, с прослеживаемым результатом.
• В совместной деятельности учите ребенка проговаривать свои действия, выстраивать логику и последовательность их выполнения.
• Используйте элементы игры во всех моментах жизнедеятельности.
• Не давайте многословных инструкций, после 10 слов ребенок вас просто не услышит.
• Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок смог бы проявить свои сильные стороны.
• При всем неусыпном внимании к гиперактивному ребенку внешне относитесь к нему так же, как и к остальным детям.
• Учите его общаться с другими детьми, поощряйте позитивное взаимодействие.
Дошкольный возраст – важный период развития личности ребенка, когда компенсаторные возможности мозга велики, что позволяет предотвратить формирование стойких патологических проявлений. Этот период важен в плане предупреждения развития нарушений поведения. Таким образом, знание основных признаков синдрома дефицита внимания с гиперактивностью позволит взрослым, окружающим ребенка, грамотно выстроить систему взаимоотношений с ним и организовать такой распорядок жизни дошкольника, который создаст все условия для коррекции отклонений в его развитии.