Папки-передвижки

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников дошкольного возраста

Светлана Нимакова
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности взаимодействия с родителями воспитанников дошкольного возраста

(опыт работы)

Совсем недавно считалось, что в принципе все семьи похожи друг на друга. Сегодня же семья стремительно меняется. Современные родители – какие они? Во-первых, они разные по возрасту : от совсем юных до 40-летних. Во-вторых, семьи различаются по социальному и материальному статусам. Патриархальная семья из трех поколений уже практически ушла в прошлое. А с ней и способы передачи информации, сохранение культурных традиций.

Публикация «Особенности взаимодействия с семьями воспитанников дошкольного возраста» размещена в разделах

Воспитателям в своей педагогической работе приходится учитывать эти особенности в работе с семьей : с одной стороны, помогать молодым и неопытным и даже формировать их взаимоотношения с детьми, с другой учитывать уже сложившиеся стереотипы у родителей «в возрасте». Обеспеченные мамы и папы не стремятся выполнять просьбы воспитателей, им некогда участвовать в праздниках и изготавливать игрушки. Одним словом им некогда делать что-то вместе со своим ребенком. Родители крайне редко, например, играют с детьми в игры своего детства и рассказывают малышам сказки.

Статистика свидетельствует, что нередко в младшую группу приходят дети из вполне благополучных полных семей, а к моменту перехода ребенка в подготовительную группу половина родителей оказываются в разводе. И детский сад в этом случае остается для малыша, пожалуй, единственным стабильным островком, где ничего не изменилось. Детский сад в такой ситуации выполняет роль семейной консультации и психологической разгрузки.

Во главу угла работы дошкольного учреждения должны быть поставлены совместные усилия по созданию единого пространства развития ребенка. Надо взаимодействовать с семьей. Наш педагогический коллектив в поисках эффективных форм и методов сотрудничества с семьями воспитанников.

Ещё совсем недавно считалось, что в принципе все семьи похожи друг на друга. Сегодня же семья стремительно меняется. Одни говорят об отмирании семьи как государственного института, другие-об усилении её значения в нашем тревожном и динамичном мире. В любом случае современная семья- это разные формы совместного проживания людей: папа, мама и ребёнок (дети); мама, бабушка и ребёнок (дети); папа и ребёнок; мама и ребёнок (таких семей становятся, увы, всё больше, семьи с дедушкой, бабушкой или с кем-нибудь одним их них, семьи с приёмными детьми. Отличаются семьи и по количеству детей.

Современные родители- какие они?

Во-первых, они разные по возрасту : от совсем юных до 40-летних. Воспитателям приходится учитывать эти особенности в работе с семьёй : с одной стороны, помогать молодым и неопытным и даже формировать их взаимоотношения с детьми, с другой- учитывать уже сложившиеся стереотипы у родителей в возрасте.

Во-вторых, семьи различаются по социальному и материальному статусам. Причём материальное благополучие далеко не всегда подразумевает адекватный уровень социальной ответственности. Обеспеченные папы и мамы не стремятся выполнять просьбы воспитателей, им некогда участвовать в праздниках и изготавливать игрушки из»бросового» материала. Одним словом, им некогда делать что-то вместе со своим ребёнком. А ведь это так важно для малыша! И многие воспитатели тратят немало сил и времени на то, чтобы убедить мам и пап хотя бы раз попробовать.

Патриархальная семья из трёх поколений уже практически ушла из в прошлое. А с ней и способы передачи информации, сохранение культурных традиций. Бабушки и дедушки всё реже передают традиции семьи, особенно если они не живут вместе с внуками. Да и сами родители крайне редко, например, играют с детьми в игры своего детства и рассказывают малышам сказки. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнает о культуре, традициях, обычаях своих предков, знакомится с фольклором, со старинными вещами в музеях народного творчества, с жизнью и историей своей страны. Детский сад помогает ребёнку и родителям почувствовать себя комфортно и естественно. Чтобы здесь его воспринимали и любили таким, какой он есть. А для ребёнка важно, чтобы у него были папа и мама. К сожалению, так бывает не всегда. С изменением форм семейных отношений разводы становятся обычным явлением. Статистика свидетельствует, например, что нередко в младшую группу приходят дети из вполне благополучных полных семей, а к моменту перехода ребёнка в подготовительную группу половина родителей оказывается в разводе. Значит, весь тяжёлый и непонятный для ребёнка период развода папы и мамы приходится на дошкольный возраст. И детский сад в этом случае остаётся для малыша, пожалуй, единственным стабильным островком, где ничего не изменилось. Нередки случаи, когда сами родители советуются с психологами, воспитателями, как им решать семейные проблемы. В такой ситуации детский сад выполняет роль семейной консультации и психологической разгрузки.

Но во главу угла работы дошкольного учреждения всё же должен быть поставлен не социальный заказ, а совместные с семьями наших воспитанников усилия по созданию единого пространства развития ребёнка. Потому что семья и дошкольное учреждение- это два берега одной реки. И надо если не свести их вместе, то хотя бы сократить между ними расстояние, чтобы можно было взаимно действовать. Семья- 7 «я», но это в идеале, важно кого ребёнок причисляет или считает семьёй, он может включить и кошку. И нам надо не работать с семьёй, а понимать семью, её особенности, движущую силу, проблемы. Без этого понимания мы никуда не продвинемся. Надо взаимодействовать с семьёй. На первых порах сопротивления со стороны родителей есть почти всегда. Причин тому много: прежде всего недостаток информации о детском саде, о педагогах.

Нет информации-нет заинтересованности в детском саде. Нет заинтересованности-нет мотивации к взаимодействию.

Наш педагогический коллектив в поисках эффективных форм и методов сотрудничества с семьями воспитанников. В практику нашей работы мы активно внедряем:

Совместное проведение тематических дней по воспитанию уважения к народным традициям, на формирование потребностей здорового образа жизни;

Выпуски газет для родителей на воспитание и привитие педагогической культуры;

Работаем над созданием семейного клуба с целью воспитания психологической культуры повышения престижа современной семьи как важнейшего социального института;

Создаём «Книгу народной мудрости».

Мы считаем, что эти формы работы с родителями приносят положительные результаты. Родители стали более заинтересованными в решении вопросов воспитания детей, активно начали сотрудничать с педагогами и живо откликаться на все просьбы и пожелания со стороны педагогов детского сада.

Тематические дни

Наш педагогический коллектив считает проведение тематических дней одной из самых популярных и интересных форм работы с семьями воспитанников.

В фойе детского сада была оформлена афиша-приглашение, которое знакомило с планом предстоящего мероприятия. В I половину дня в группах открылись мастерские по волшебному превращению валенок. Семьи наших воспитанников стали самыми активными участниками. Для творческой работы родители принесли валенки и материал для украшения. Работа закипела и начались чудесные превращения.

Тематический день завершился в музыкальном зале «Праздником русского валенка». Была оформлена выставка: «валенки-зайчики, «жираф», «лошадь», «паровоз с вагонами», «теремок», «валенок-самолёт». Праздник начали весёлые скоморохи «Тимошка и Прошка». Был приглашён Дед-Всевед, который рассказал о процессе изготовления валенок, их назначении и разновидностях. Зажигательно прошли соревнования с валенками, в которых приняли участие родители и дети. Завершился этот день чаепитием с пышными блинами.

Чай горячий наша сила-украшение стола

Цель: воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Весь педагогический коллектив, родители и дети были увлечены подготовкой. Педагоги подобрали материал из истории чая, из секретов чаепития, о целебных свойствах чая. Родители принесли разные сорта чая для дегустации. Дети собрали коллекции чайных этикеток.

В I половину дня дети получили познавательную информацию о чае, родители организовали дегустацию разных сортов чая.

Вечером в музыкальном зале прошё л совместный с родителями праздник: «История русского чая»

Завершился этот день общим чаепитием со сладостями.

Газета для родителей

В нашем дошкольном учреждении популярной формой сотрудничества с родителями является выпуск газет. Авторы газет: воспитатели, родители и дети. Такая газета издаётся в каждой группе. Воспитатели с родителями выбирают самые яркие события из жизни дошколят. В газетах помещаются фотографии и описание этих мероприятий, интервью с родителями об их впечатлениях от пребывания детей в детском саду, интервью с детьми о том, какие книги читают им родители. Чаще всего опытом семейного воспитания делятся мамы. Эти статьи всегда находят отклик у наших читателей: ведь у большинства родителей примерно одинаковая социальная ситуация, одного возраста дети и равные воспитательные возможности. Иногда через газету родители объявляют конкурс, например: «Кто первым решит головоломку», с последующим награждением призами. И неважно, что эта головоломка взята из книги, ценно другое-желание включиться в жизнь детского сада: «Мы с дочкой научились этому, нам это нравится, порадуйтесь и вы». В младших группах тематика газет посвящена актуальным для этого возраста темам : «Досуг в семье», «Советы доктора Айболита», «От скуки на все руки», «Весенняя прогулка в парк», «Песни нежности».

В старших группах со страниц газет родители находят ответы на волнующие их вопросы: «У порога школы», «Математика- это не только счёт», «Школа безопасности».

Цель газеты: сделать интересный опыт воспитания достоянием каждого и преподнести его так, чтобы самым безразличным родителям захотелось принять участие в жизни группы. Важно показать родителям: мы видим своеобразие каждого ребёнка и учитываем его особенности.

Семейный клуб

Первая школа воспитания растущего человека- это семья, все человеческие тропы начинаются именно в семье. Здесь он учится любить, радоваться, сочувствовать. В семье он приобретает первый опыт общения, опыт «жить среди людей».

Любая педагогическая система без семьи-чистая абстракция. Важно найти такую форму общения с семьёй, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения, коррекции развития детей. Это семейный клуб, основанный на принципах добровольности, личной заинтересованности, взаимоуважении.

В работе семейного клуба нами были выбраны 2 направления:

1. Просветительское: представление информации для повышения психолого-педагогической культуры родителей; приобщать их к художественной литературе, музыке, живописи.

2. Практико-действенное: повышать заинтересованность родителей в выполнении общего интересного дела; способствовать проявлению творческих способностей, полноценному общению (обмен мнениями, опытом семейного воспитания, создавать условия для реализации собственных идей.

Составляется план работы семейного клуба. Семьи воспитанников узнают о предстоящей встрече накануне. В каждой возрастной группе в уголках семейного общения оформляются афиши-приглашения. Тема первой встречи: «Давайте знакомиться!». Была оформлена выставка детских рисунков: «Семья глазами ребёнка». Педагог-психолог провела беседу: «Что значит общаться?» Было проведено анкетирование: «Что хранит ваша память о детстве?» Завершилось это мероприятие чаепитием. Встреча прошла в тёплой и дружеской обстановке.

Встреча 1.

Цель: определить направление работы клуба, выявить наиболее важные темы заседаний, индивидуальные способности членов клуба.

«Давайте знакомиться»

(Круглый стол)

Встреча 2.

(гостиная)

«У свечи: семья сильна своими традициями»

Цель: Помочь родителям осознать значимость семейных традиций в воспитании ребёнка.

Встреча 3.

(практикум)

«Праздник ёлки в вашем доме»

Цель: оказать практическую помощь в подготовке и проведении праздника в домашних условиях: как порадовать детей и всех членов семьи, создать атмосферу добра и радости в праздничные дни.

Встреча 4.

(круглый стол)

«Семья-убежище души»

Цель: распространить опыт семейного воспитания на примере трёх поколений.

Встреча 5.

(посиделки)

«Сядем рядком да поговорим ладком»

Встреча 6.

Цель: О значении книги в нравственном воспитании малыша.

Знатоки педагогических секретов»

Встреча 7.

Цель: Уровень педагогических знаний, умений родителей.

(Вечер воспоминаний)

«История семьи в истории Отечества»

Цель: Побуждать родителей учиться опытом: как в семье хранят память о старшем поколении, воспитываются моральные ценности, строятся отношения между поколениями, формируется отношение между поколениями, формируется отношение к окружающему миру.

Русские народные пословицы и поговорки о семье

1. Без семьи нет счастья

2. Без согласия в семье-несчастье

3. Большое горе, когда семья в раздоре

4. В недружной семье добра не бывает

5. В родной семье и каша гуще

6. В своей семье всяк сам большой

7. В семье не без урода

8. В семье разлад, так и дому не рад

9. В семье согласно, так идёт дело прекрасно

10. Вся семья вместе, так и душа на месте

11. Горе тому, кто непорядком живёт в дому

12. Добрая семья прибавит ума

13. Земля без воды-мертва, человек без семьи- пустоцвет

14. Когда нет семьи, так и дома нет

15. Когда семья вместе, и сердце на месте

16. На что и вклад, коли в семье лад

17. Намёки да попрёки-семейные пороки

18. Не будет добра, коли в семье вражда

19. Семейное согласие всего дороже

20. Семейные нелады доводят до беды

21. Семейный горшок всегда кипит

22. Семью разорить-счастливому не быть

Крылатые слова

1. Сор из избы

2. Казанские сироты

3. Вдова-мировой человек

4. Печки и лавочки

5. Ни кола, ни двора

6. Под башмаком

7. В соседях

8. Не ко двору

9. Чужой каравай

10. Под красную шапку

11. Сила солому молит

12. Глупая баба и песту молится

13. Не вовремя гость

14. Из полы в полу

15. Меж двух огней

16. Нужда заставит калачи есть

17. Где рука, там и голова

18. Русский дух

О матери

1. «Одна хорошая мать стоит сотни учителей» (Д. Герберт)

2. «Мать – это имя Бога на устах и в сердцах маленьких детей» (У. Теккерей)

3. «Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери» (В. Белинский)

4. «Мать- всё в жизни, она – источник нежности, сострадания, жалости и прощения» (Д. Джебран)

5. «Кто теряет мать, теряет человека, на чью грудь он мог бы склонить голову» (Д. Джебран)

6. «Между матерью и ребёнком протянуты тайные невидимые нити, благодаря которым каждое потрясение в его душе больно отдаётся в её сердце и каждая удача ощущается как радостное событие собственной жизни» (О. Бальзак)

7. «Будущее нации- в руках матерей» (О. Бальзак)

8. «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя- Мать» (М. Джалиль)

9. «Сердце матери лучше солнца греет» (русская пословица)

10. «Родных много, а мать роднее всего» (русская пословица)

Пословицы, поговорки, афоризмы, отражающие воспитательное влияние старшего поколения на детей

Пословицы, поговорки, афоризмы,отражающие воспитательно влияние старшего поколения на детей

1. «Из молодости в старость бери мудрость. Ибо нет достоинства нужнее». (Биант)

2. «Без дружбы в семье никакое общение между людьми не имеет ценности».

3. «К родителям относись так, как ты желал, чтобы твои собственные дети относились к тебе». (Демокрит)

4. «Не следует бранить старость: ведь мы и сами рады были бы дожить до старости». (Бион Борисфенит)

5. «Старость хранит возможности не меньше, чем юность, но в других одеждах». (Томас Манн)

6. «Великое искусство- уметь быть старым. Ещё большее искусство- уметь быть молодым. Уметь понять, как молодости и зрелости подобает относится к старости.

Пословицы и поговорки

1. Молодость плечами крепка, старость-головою.

2. Стар, да дюж.

3. И стар, да удал-за двоих стал.

4. Стар да умён-два угодья в нём.

5. Не красна старость годами, а красна делами.

6. Старик, да лучше семерых молодых.

7. Молодой-на службу, старый – на совет.

8. Чем старее, тем правее.

9. Без старых не проживёшь.

10. У кого есть дед, у того и обед.

11. Была б моя бабуся-никого не боюся: бабушка- щиток, кулак- молоток.

12. Баба, бабушка, золотая сударушка. Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережёшь, добро стережёшь.

13. Рассыпался бы дедушка, кабы его не подпоясывала бабушка.

14. Бабушке один только дедушка не внук.

15. Корми деда на печи- и сам будешь там.

16. Нет милее дружка, чем родная бабушка.

17. Лад в семье-больше счастья не найти, хоть весь свет обойти.

Наш педагогический коллектив продолжит работу в этом направлении.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

Возрождение, развитие и укрепление семейных традиций, родовой связи поколений через ознакомление детей с миром профессий родителей и членов их семей. Наметили следующие формы работы;

Встречи с интересными людьми;

Выпуск семейных буклетов: «Моя профессия»;

Экскурсии на предприятия, учреждения, заводы;

День трудовых династий;

Фоторепортаж «Мой трудовой день»

Ярмарка профессий «Все работы хороши-выбирай на вкус»

Ознакомление дошкольников с трудом взрослых строится на диалоге детей со взрослыми, труд которых они наблюдают, что способствует социализации дошкольников, формирует у них отношение к профессии. С другой стороны родители становятся заинтересованными в общении знаний детей об их профессиональной деятельности.

Предметная среда в нашем детском саду выступает условием творческого развития личности ребёнка, фактором оздоровления, предоставляет детям значительную самостоятельность, способствует формированию представлений о профессиональной деятельности родителей и членов их семьи.

В поисках эффективных форм работы в данном направлении мы пришли к выводу, что надо пересмотреть и обогатить предметно-пространственную среду в групповых помещениях, создать профильные центры в методическом кабинете, в музыкальном, физкультурном и экологическом кабинетах. Организовать в группах среду с учётом полоролевой специфики используемого дидактического и игрового материала, так, чтобы дети могли найти для себя то, что больше всего их интересует.

Публикации по теме:

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников "Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в ходе реализации программы развития и образования детей.

Активные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанниковАктивные формы взаимодействия детского сада с семьями воспитанников Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой воспитателей. Родительская любовь.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников в летний оздоровительный период Плодотворное взаимодействие педагогов с семьями воспитанников строится на следующих принципах: 1. Доверия. Родители, должны быть уверены.

Инновационные подходы к организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников группы раннего возраста Инновационные подходы к организации взаимодействия педагогов с семьями воспитанников группы раннего возраста Куделина Ольга Владимировна,.

Планирование взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников СентябрьУстный журнал «Адаптация детей в 1 младшей гр» Воспитатели Фотовыставка «Первое лето в детском саду» Воспитатели Анкетирование родителей:.

Особенности взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением.

План работы с родителями «Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников» Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Цель: создание условий для сплочения родителей и педагогов.

План взаимодействия с семьями воспитанников в группе раннего возраста на 2018–2019 учебный год ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ на 2018/ 2019 учебный год Плановые мероприятия разнообразной направленности Тематические.

Примеры форм взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников Родительское собрание. Одна из наиболее распространенных форм работы с родителями. Собрание – это форма взаимного обмена мнениями и идеями.

Проект взаимодействия с семьями воспитанников «Семейные традиции» Проект взаимодействия с семьями воспитанников на тему: «Семейные традиции» Тип проекта: Информационно - творческий. Возраст детей: старший.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности взаимодействия с семьями воспитанников дошкольного возраста
Опубликовано: 29 января 2019 в 12:35
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности взаимодействия с семьями воспитанников дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Нимакова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД