Алена Блохина
«Особенности восприятия». Занятие с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Очень важно собственное «Я» привести в соответствие со своими детскими мечтами и идеалами. Некоторым людям порой не хватает жизни, чтобы осознать старую истину: "Хочешь быть счастливым - будь им"- есть знаменитое выражение. А для счастливого существования нужно в первую очередь самопонимание, самовосприятие.
Когда мы были маленькими и беспомощными детьми, мы уже вырабатывали свое восприятие. Мы задавали разные вопросы "Что мне нравится? Что нравится другим?. Чего я могу ожидать от них и от себя?. ". В это самое время, все другие в вашем мире были больше, компетентнее и более умелые, чем вы. Очень вероятно, что из этого невыгодного положения мы оценивали наши способности и пришли к выводу, что у нас их мало. Мы до сих пор стремимся хранить и поддерживать их, несмотря на то, что мы уже не дети.
Публикация «„Особенности восприятия“, Занятие с родителями» размещена в разделах
Сегодня я предлагаю провести такой своего рода тренинг «Эмоциональный вернисаж» - игровой тренинг особенностей восприятия.
Цель: самодиагностика особенностей восприятия
Задачи: анализ личностных особенностей восприятия, анализ характера своих домыслов, рождающихся в неопределенной ситуации.
Ожидаемый результат:
Нам дается возможность обнаружить и проанализировать личные особенности восприятия, характер своих домыслов, Игра будет способствовать к догадкам о факторах, провоцирующих те или иные интерпретации воспринимаемых объектов.
Ход игры.
1) 2 одинаковыми по внешнему виду наборами бумажных карточек. Количество карточек в каждом наборе соответствует количеству играющих. Один набор состоит из карточек, на каждой из которых написано какое-нибудь чувство. Причем на всех карточках первого набора написано одно и то же чувство. Второй набор карточек остается пустым. Никто не говорит и не выдает своего чувства.
В первой части игры ведущий раздает группе чистые карточки из второго набора и просит написать на них какое-либо чувство, переживание, ощущение, первым, пришедшее на ум, возникшее в душе. Собрав заполненные карточки, ведущий зачитывает каждую карточку вслух, обращая внимание группы на то, что собранная информация как-то отражает общее эмоциональное состояние играющих, является своеобразным «эмоциональным градусником».
2) Нарисовать в аллегорической форме, в свободном стиле образ того чувства, ощущения, переживания, карточка с названием которого попадается им.
Ведущий еще раз предупреждает, что желательно не советоваться друг с другом, не сообщать соседям о том, какое задание получено, иначе процедура теряет смысл.
Догадаться: какое чувство изображено на рисунке. Ведь затем предстоит собрать все рисунки и коллективно строить догадки о чувствах, изображенных на картинках. Ведущий предупреждает, что группа не будет заниматься отгадыванием авторов рисунков. Это не является целью игры.
Раздается набор с одним и тем же чувством. Здесь важно устроить так, чтобы подлог остался незамеченным участниками. Для этого можно, например, при зачитывании собранных карточек несколько раз произнести вслух название чувства из заготовленного первого набора.
Никто не выдает своего рисунка. Собрав рисунки, ведущий может поступить двояко. И в том, и в другом случае важно, чтобы про каждый рисунок каждый член группы высказал догадку о чувстве, которое там изображено. Ведущий должен быть начеку и своевременно предотвращать невольные «пробалтывания» авторов обсуждаемых рисунков. Они не должны раскрывать карты до конца процедуры.
Вопросы для обсуждения
Чем вы руководствовались при угадывании?
Каким образом каждый человек действует в той или иной ситуации:
- один вспоминает задание, и начинает сопоставлять предложенные (в данном случае эмоции) с образом, т. е. подгоняет под результат.
- другой сопоставляет с той ситуацией, в которой он побывал, с той, которая похожа, близко отражена в рисунке, с которой у него лично из его опыта возникла ассоциация.
- каждый видел свое личное переживание.
Каким образом формируются домыслы:
- у каждого человека при получении определенной информации возникает свое представление, он делает свои выводы, анализирует
- при сопоставлении разных мнений по одному и тому же вопросу, будут естественно всплывать различия по разным пунктам
- многие выводы наши могут оказаться ошибочными.
Необходимо принять индивидуальность каждого человека, определить свои ошибки в своих домыслах. Что облегчит, может быть, наше с вами понимание друг друга, через осмысление собственных суждений о том или ином факте.
Иногда нам кажется, что все так просто, а для другого человека, это очень трудно понять и осознать.
ВЫВОД:
- одни участники не столько всматриваются в рисунок, сколько пытаются вспомнить, какие виды чувств называл ведущий, зачитывая карточки первого набора.
- другие стремились уйти из неясной ситуации, передавая ответственность ведущему. Для этого они занимаются бесконечными уточнениями типа «что требуется: догадаться о задании автору рисунка или сообщить о своем восприятии увиденного».
- другая группа участников совершает ошибки в интерпретациях, связанные со стандартными представлениями о возможных изображениях того или иного чувства.
В конце концов, выясняется, что догадки про большинство рисунков были разными, хотя все получили одинаковое задание. Иначе говоря, почти каждый видел в рисунке не столько изображенное автором чувство, сколько отражение собственных переживаний. Ярко обнаруживаются здесь различные способы порождения домыслов.
Игра позволяет встретиться с уникальностью другого человека не на уровне деклараций, а через собственное переживание неожиданно обнаруживаемых ошибочных домыслов.
Возникает непонимание внутри коллектива. По – разному мы понимаем одни и те же вещи. Воспринимаем по-разному, и надо это учитывать для облегчения взаимоотношения.