Татьяна Тукиш
Особенности восприятия и понимания поэзии детьми с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Поэтическое слово занимает видное место в работе с детьми с общим недоразвитием речи, ведь поэзия пробуждает эмоционально-творческое настроение и эстетические чувства у детей.
Существует много видов поэзии - она может быть повествовательной, лирической или драматической.
В повествовательном стихотворении рассказывается какая-то история.
Лирическое стихотворение передает мысли и чувства поэта.
В драматической поэме есть действующие лица, и она похожа на театральную пьесу.
Детям с общим недоразвитием речи поэтические произведения:
Темочки:
- читают для восприятия на слух и работы по их содержанию над выразительностью речи
- лирические занятия,
- учат стихи наизусть,
- драматизируют,
- инсценируют,
- разыгрывают их содержание (игры по сюжетам литературных произведений)
В каждом из этих видов первостепенное место занимает восприятие поэтического произведения.
Ученые и психологи выделяют три стадии восприятия поэтического произведения:
Первая стадия - непосредственное восприятие произведения, то есть воспроизведения и переживания образов произведения. На этой стадии ведущую роль играет воображение, произведение вос-принимается "сердцем", а потом уже умом.
Вторая стадия - понимание содержания произведения. Ведущим становится мышление, и поскольку оно оперирует тем, что было эмоционально пережито, оно не отражает эмоционально-сти восприятия произведения, а углубляет его. Чтобы дети лучше поняли произведение, необходимо проработать, объяснить все непонятные слова. Особенно это относится к классическим произведе-ниям, например, к произведениям А. С. Пушкина. Пушкин использует изобразительные средства народной поэзии : сравнения, метафоры, гиперболы, постоянные эпитеты: все это нужно объяснить детям так, чтобы было понятно, педагог должен быть уверенным в том, что он сумел объяснить сво-ему ребенку смысл каждого слова. Объяснив, нужно перечитать этот отрывок еще раз и убедиться, что детям все понятно. Читать детям Пушкина, как и любую книгу, надо выразительно, иначе ему трудно будет понять смысл текста. После прочтения необходимо предоставить детям возможность высказать свое мнение, и при этом ненавязчиво задавать вопросы. Если педагогу стало понятно, что дети не все поняли, через небольшой промежуток времени перечитываем это вновь.
Третья - влияние художественной литературы на личность ребенка как конечный результат восприятия художественных произведений.
Влияние на личность ребенка, несомненно, должно быть положительным. Поэтому логично, что к произведениям художественной литературы, с которыми знакомят детей, должны быть определенные требования:
- простота и четкость ритма;
- простота и ясность знакомых детям образов;
- разнообразие видов поэзии.
Не бойтесь читать детям классику, начиная с небольших и понятных стихотворений, либо с от-рывков. Так в старшей группе из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» мы выучили с детьми часть стихотворения : «Под голубыми небесами, великолепными коврами….».В подготовительной группе дети с удовольствием выучили уже почти все стихотворение, пропустив только первые две строфы. Причем смысл стихотворения был понятен детям без объяснений. Так, на вопрос «О чем это стихотворение?» Дети не задумываясь ответили, что тема стихотворения – красота русской природы зимой.
Конечно, в наследии Пушкина есть немало произведений с зимними пейзажами, но «Зимнее утро» отличается от других особым мастерством и жизненной силой. Поэтому считаю, что знакомить с этим стихотворением детей нужно уже в детском саду.