Наталья Перцевая
Особенности восприятия детьми дорожных ситуаций
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в связи с огромным количеством и разнообразием транспортных средств особенное внимание уделяется воспитанию у дошкольников основ безопасного поведения на дороге, изучению ими правил дорожного движения. И это объясняется прежде всего тем, что дети воспринимают дорожные ситуации по своему, у них «своя картинка», они не могут предвидеть, просчитывать дальнейшие действия свои и действия других участников дорожного движения. Это связано с особенностями детского зрения, слуха, восприятия, даже отсутствием жизненного опыта. Дети дошкольного возраста
• не владеют умением анализировать : «Если я вижу транспорт, то и водитель этого транспорта видит меня - значит, обязан остановиться»
• не способны заметить издалека приближающийся транспорт и оценить скорость, метеоусловия, дорожные условия;
• услышав резкий звук, могут испугаться и шагнуть в направлении этого звука, а не наоборот.
• не могут быстро перевести взгляд с близких предметов на дальние, и наоборот;
• в первую очередь реагируют на те звуки, которые их интересуют, и только потом на остальные;
• не способны быстро определить, откуда слышится звук;
• не способны включать боковое зрение, особенно при переходе улицы, и фокусируют взгляд только на одном предмете;
• не могут обозревать все происходящее на дороге из-за маленького роста;
• недооценивают опасность маленьких транспортных средств (велосипедов, скутеров и других) и боятся больших (грузовиков, автобусов. тракторов);
• не могут выполнять одновременно несколько действий (смотреть, оценивать дорожную ситуацию и идти);
• могут упасть на ровном месте из-за несформированной координации;
• в экстремальной ситуации теряются, впадают в состояние безысходности, так как происходит торможение центральной нервной системы ;
• медленно реагируют на опасность;
• владея знаниями ПДД, в критической ситуации принимают неправильное решение.
Поэтому дошкольников не только нельзя отпускать одних при переходе улицы. движении вблизи проезжей части улицы, но и обязательно надо держать за руку, особенно если ребенок очень подвижный или пассивный.