Приложение МААМ

Особенности воспитания позитивного отношения к труду у детей дошкольного возраста

Альбина Мышакина
Особенности воспитания позитивного отношения к труду у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время в психолого-педагогических работах отношение к труду рассматривается как «социально обусловленное, относительно устойчивое состояние познавательной (когнитивной, эмоциональной (аффективной) и поведенческой (действенной) готовности личности реагировать на всю совокупность элементов процесса труда». Эта трактовка требует уточнения содержания названных компонентов применительно к детям дошкольного возраста.

Темочки:

Так, когнитивный компонент, составляют знания и представления о труде взрослых, его общественной значимости, о тружениках, о положительном отношении к труду. Кроме того, это осознание необходимости трудиться, умение использовать орудия труда и т. д.

Аффективный компонент включает в себя положительное эмоциональное отношение к целенаправленной деятельности, склонность к работе, желание трудиться на пользу людям, интерес к труду, стремление принимать участие в труде.

Поведенческий компонент представлен личностными качествами ребенка, влияющими на характеристику процесса труда : включение, способность к длительному сосредоточению; готовность проявить усилие, направленное на преодоление трудностей; отношение к полученному результату, удовлетворение от успехов.

Таким образом, понятие «отношение к труду» применительно к дошкольникам включает :

а) наличие необходимых знаний и представлений (когнитивный компонент);

б) характеристику эмоциональной окраски деятельности ребенка в работе (аффективный компонент);

в) степень активности в деятельности (поведенческий компонент).

В современной психолого-педагогической науке выделяют позитивное, индифферентное и негативное отношение к труду. Характер отношения определяется ориентированностью и уровнем развития его структурных компонентов – познавательного, эмоционального, поведенческого.

Существует мнение, что в дошкольном возрасте трехкомпонентная структура отношения к труду не является вполне сформированной в силу возрастных особенностей детей, поэтому не должна оцениваться однозначно.

Так, познавательный компонент в этом возрасте не может служить определительным признаком, поскольку он не сформирован окончательно. Поведенческий компонент отношения к труду в дошкольном возрасте носит непостоянный, ситуативный характер. У ребенка-дошкольника часто наблюдается зависимость поведенческого компонента от эмоционального, который, следовательно, и влияет на его поведение.

То есть чем младше ребенок, тем меньше в его отношении представлены знание и опыт, тем большее значение имеют эмоции. Кроме того, превалирование эмоциональной составляющей над когнитивной наиболее ярко проявляется там, где отношение становится регулятором поведения.

Признавая тот факт, что в дошкольном возрасте эмоциональный компонент является определяющим в системе отношений, мы считаем, что два других компонента также оказывают влияние на формирование отношений, ибо в этом возрасте происходит их становление. Таким образом, при формировании положительного отношения к труду необходимо ставить задачу развития всех трех его компонентов.

Публикации по теме:

«Формирование положительного отношения к труду в природе». Консультация для родителей«Формирование положительного отношения к труду в природе». Консультация для родителей Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные.

Особенности воспитания детей в дошкольный период Консультация "Особенности воспитания детей в дошкольный период". Особенности воспитания детей в дошкольный период можно разделить на две.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста Развитие ребенка с каждым годом настолько продвигается вперед, что стоит выделить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста.

Воспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровьяВоспитание у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья Цель: воспитывать у детей старшего дошкольного возраста толерантное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Ход занятия.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности воспитания позитивного отношения к труду у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 28 августа 2024 в 16:16
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности воспитания позитивного отношения к труду у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Альбина Мышакина (УИ 3458350) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД