Альбина Мышакина
Особенности воспитания позитивного отношения к труду у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в психолого-педагогических работах отношение к труду рассматривается как «социально обусловленное, относительно устойчивое состояние познавательной (когнитивной, эмоциональной (аффективной) и поведенческой (действенной) готовности личности реагировать на всю совокупность элементов процесса труда». Эта трактовка требует уточнения содержания названных компонентов применительно к детям дошкольного возраста.
Темочки:
Так, когнитивный компонент, составляют знания и представления о труде взрослых, его общественной значимости, о тружениках, о положительном отношении к труду. Кроме того, это осознание необходимости трудиться, умение использовать орудия труда и т. д.
Аффективный компонент включает в себя положительное эмоциональное отношение к целенаправленной деятельности, склонность к работе, желание трудиться на пользу людям, интерес к труду, стремление принимать участие в труде.
Поведенческий компонент представлен личностными качествами ребенка, влияющими на характеристику процесса труда : включение, способность к длительному сосредоточению; готовность проявить усилие, направленное на преодоление трудностей; отношение к полученному результату, удовлетворение от успехов.
Таким образом, понятие «отношение к труду» применительно к дошкольникам включает :
а) наличие необходимых знаний и представлений (когнитивный компонент);
б) характеристику эмоциональной окраски деятельности ребенка в работе (аффективный компонент);
в) степень активности в деятельности (поведенческий компонент).
В современной психолого-педагогической науке выделяют позитивное, индифферентное и негативное отношение к труду. Характер отношения определяется ориентированностью и уровнем развития его структурных компонентов – познавательного, эмоционального, поведенческого.
Существует мнение, что в дошкольном возрасте трехкомпонентная структура отношения к труду не является вполне сформированной в силу возрастных особенностей детей, поэтому не должна оцениваться однозначно.
Так, познавательный компонент в этом возрасте не может служить определительным признаком, поскольку он не сформирован окончательно. Поведенческий компонент отношения к труду в дошкольном возрасте носит непостоянный, ситуативный характер. У ребенка-дошкольника часто наблюдается зависимость поведенческого компонента от эмоционального, который, следовательно, и влияет на его поведение.
То есть чем младше ребенок, тем меньше в его отношении представлены знание и опыт, тем большее значение имеют эмоции. Кроме того, превалирование эмоциональной составляющей над когнитивной наиболее ярко проявляется там, где отношение становится регулятором поведения.
Признавая тот факт, что в дошкольном возрасте эмоциональный компонент является определяющим в системе отношений, мы считаем, что два других компонента также оказывают влияние на формирование отношений, ибо в этом возрасте происходит их становление. Таким образом, при формировании положительного отношения к труду необходимо ставить задачу развития всех трех его компонентов.