Данилова Анастасия
Особенности внимания детей и способы поддержания его устойчивости на уроках в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе учебной деятельности школьников большую роль играет уровень развития познавательных процессов. Познавательная деятельность заключается в познании окружающего ребёнка мира: в его восприятии, осмыслении, запоминании. Именно для этого и необходимо развитие таких психических функций как: мышление, восприятие, внимание, память и речь. В настоящее время присутствует необходимость подготовки учащихся как раз к познавательной деятельности. Роль школы повышается, и особая роль в таком направлении принадлежит психологу и учителю. В начальных классах, а особенно в 1, только начинают формироваться способы учебной работы. И я считаю, что одним из главных условий, облегчающим ребёнку процесс познания, будет являться наличие такого качества, как способность быть внимательным.
В современной жизни на ребёнка действует большое количество информации. Часто невозможность усвоить учебный материал, ошибки при выполнении учебных заданий, неумение самостоятельно выполнить порученную работу объясняются не отсутствием у ребёнка учебных способностей, не проблемами в развитии познавательных процессов, а недостаточной развитостью внимания. Для обеспечения успешной учебной деятельности необходимой для ребёнка является развитие таких компонентов внимания как: концентрация, устойчивость и распределение. В настоящее время дети, начинающие учиться в школе, чаще всего страдают от рассеянности внимания и недостаточного развития произвольного внимания. Всё чаще среди начальных классов встречаются такие случаи, когда у учащихся преобладает непроизвольное внимание, то есть дети способны длительное время заниматься тем, что им интересно и наиболее привлекательно. А ведь от уровня произвольного внимания зависят такие психические процессы как: память, мышление и различные интеллектуальные способности. Как бы ни был хорошо оснащён урок наглядными пособиями, как бы ни был он прекрасен по своему содержанию, учитель не достигнет своей цели – усвоения школьниками учебного материала, если он не сможет обеспечить устойчивого внимания учащихся. Поэтому развитие внимания у младших школьников должно быть первостепенным процессом.
Рекомендации по развитию внимания младших школьников.
Вследствие собранной нами информации об учащихся школы в начальных классах, у большинства которых преобладает непроизвольное внимание с низкой устойчивостью, мы подобрали ряд рекомендаций для учителя, которые будут способствовать привлечению внимания учащихся и продуктивной работе на уроке.
Для начала, хочется отметить, что учащимся первого класса очень сложно сосредотачивать своё внимание на однообразной, малопривлекательной для них деятельности, поэтому с учётом этих особенностей, нами были подобраны следующие рекомендации.
Во-первых, учитель должен планировать свой урок так, чтобы на протяжении всего занятия использовались разнообразные виды деятельности и разные формы работы с учащимися. На уроках учитель должен осуществлять устную, письменную, практическую работу учащихся. Так же на уроке фронтальная форма работы должна чередоваться с групповой или парной.
Во-вторых, материал представляемый учителем на уроке должен быть, доступным для учащихся. Потому что как только ребёнок перестаёт понимать, о чём идёт речь на уроке, он переключит своё внимание на что-нибудь другое. Поэтому необходимо подбирать материал на основе имеющихся у них представлений и исходя из их интересов. А так же желательно сопровождать любое объяснение наглядным материалом.
В-третьих, так как у первоклассников ведущим видом деятельности пока ещё остаётся игра, то учитель должен применять в своей работе игровые приемы. Это нужно для того, чтобы ребёнку было несложно сосредоточиться на выполнении какого-либо задания. Существует большое количество дидактических игр, которыми можно заменить все упражнения репродуктивного вида.
В-четвёртых, большую роль играет поведение самого учителя. Во время урока учителю нужно: постоянно передвигаться по классу; менять тональность и темп голоса; свободно жестикулировать; делать смысловые паузы; надевать яркие или броские аксессуары.
Так же во время проведения урока учитель может использовать такие приёмы, как: просить у детей повторить последние слова сказанные учителем; приём – забывчивости, когда учитель якобы что-то забыл и просит детей подсказать ему. А если же вдруг что-то пошло не так и в классе возник шум, то можно применить приём под названием «Кто меня слышит…», учитель шёпотом произносит фразу – «Кто меня слышит, поднимите правую руку» и так продолжает говорить пока, все учащиеся не обратят на него внимание.
Для повышения внимательности на уроке их нужно максимально привлекать к участию в учебном процессе. Учителю не стоит много разговаривать на уроке, лучше вести диалог и давать возможность ученикам высказать своё мнение, добиваясь, таким образом, от них ответной реакции.