МААМ-картинки

Особенности внимания детей и способы поддержания его устойчивости на уроках в начальной школе

Данилова Анастасия
Особенности внимания детей и способы поддержания его устойчивости на уроках в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы

В процессе учебной деятельности школьников большую роль играет уровень развития познавательных процессов. Познавательная деятельность заключается в познании окружающего ребёнка мира: в его восприятии, осмыслении, запоминании. Именно для этого и необходимо развитие таких психических функций как: мышление, восприятие, внимание, память и речь. В настоящее время присутствует необходимость подготовки учащихся как раз к познавательной деятельности. Роль школы повышается, и особая роль в таком направлении принадлежит психологу и учителю. В начальных классах, а особенно в 1, только начинают формироваться способы учебной работы. И я считаю, что одним из главных условий, облегчающим ребёнку процесс познания, будет являться наличие такого качества, как способность быть внимательным.

В современной жизни на ребёнка действует большое количество информации. Часто невозможность усвоить учебный материал, ошибки при выполнении учебных заданий, неумение самостоятельно выполнить порученную работу объясняются не отсутствием у ребёнка учебных способностей, не проблемами в развитии познавательных процессов, а недостаточной развитостью внимания. Для обеспечения успешной учебной деятельности необходимой для ребёнка является развитие таких компонентов внимания как: концентрация, устойчивость и распределение. В настоящее время дети, начинающие учиться в школе, чаще всего страдают от рассеянности внимания и недостаточного развития произвольного внимания. Всё чаще среди начальных классов встречаются такие случаи, когда у учащихся преобладает непроизвольное внимание, то есть дети способны длительное время заниматься тем, что им интересно и наиболее привлекательно. А ведь от уровня произвольного внимания зависят такие психические процессы как: память, мышление и различные интеллектуальные способности. Как бы ни был хорошо оснащён урок наглядными пособиями, как бы ни был он прекрасен по своему содержанию, учитель не достигнет своей цели – усвоения школьниками учебного материала, если он не сможет обеспечить устойчивого внимания учащихся. Поэтому развитие внимания у младших школьников должно быть первостепенным процессом.

Рекомендации по развитию внимания младших школьников.

Вследствие собранной нами информации об учащихся школы в начальных классах, у большинства которых преобладает непроизвольное внимание с низкой устойчивостью, мы подобрали ряд рекомендаций для учителя, которые будут способствовать привлечению внимания учащихся и продуктивной работе на уроке.

Для начала, хочется отметить, что учащимся первого класса очень сложно сосредотачивать своё внимание на однообразной, малопривлекательной для них деятельности, поэтому с учётом этих особенностей, нами были подобраны следующие рекомендации.

Во-первых, учитель должен планировать свой урок так, чтобы на протяжении всего занятия использовались разнообразные виды деятельности и разные формы работы с учащимися. На уроках учитель должен осуществлять устную, письменную, практическую работу учащихся. Так же на уроке фронтальная форма работы должна чередоваться с групповой или парной.

Во-вторых, материал представляемый учителем на уроке должен быть, доступным для учащихся. Потому что как только ребёнок перестаёт понимать, о чём идёт речь на уроке, он переключит своё внимание на что-нибудь другое. Поэтому необходимо подбирать материал на основе имеющихся у них представлений и исходя из их интересов. А так же желательно сопровождать любое объяснение наглядным материалом.

В-третьих, так как у первоклассников ведущим видом деятельности пока ещё остаётся игра, то учитель должен применять в своей работе игровые приемы. Это нужно для того, чтобы ребёнку было несложно сосредоточиться на выполнении какого-либо задания. Существует большое количество дидактических игр, которыми можно заменить все упражнения репродуктивного вида.

В-четвёртых, большую роль играет поведение самого учителя. Во время урока учителю нужно: постоянно передвигаться по классу; менять тональность и темп голоса; свободно жестикулировать; делать смысловые паузы; надевать яркие или броские аксессуары.

Так же во время проведения урока учитель может использовать такие приёмы, как: просить у детей повторить последние слова сказанные учителем; приём – забывчивости, когда учитель якобы что-то забыл и просит детей подсказать ему. А если же вдруг что-то пошло не так и в классе возник шум, то можно применить приём под названием «Кто меня слышит…», учитель шёпотом произносит фразу – «Кто меня слышит, поднимите правую руку» и так продолжает говорить пока, все учащиеся не обратят на него внимание.

Для повышения внимательности на уроке их нужно максимально привлекать к участию в учебном процессе. Учителю не стоит много разговаривать на уроке, лучше вести диалог и давать возможность ученикам высказать своё мнение, добиваясь, таким образом, от них ответной реакции.

Публикации по теме:

«Как уберечь наших детей от вредных привычек?» Родительское собрание в начальной школе«Как уберечь наших детей от вредных привычек?» Родительское собрание в начальной школе Предлагаю материал для подготовки и проведения родительского собрания в школе по одной из актуальных проблем. Использовала рисунки и плакаты,.

«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет)«Приглашение в театр». Творческая работа на уроках музыки в начальной школе (фотоотчет) «Приглашение в театр»Афиша- (от французского affiche – объявление) - вид рекламы, оповещения о спектаклях и иных художественных или увеселительных.

Дидактические игры на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школеДидактические игры на уроках изобразительной деятельности в коррекционной школе Одна из задач изобразительной деятельности в работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями коррекция и развитие мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности внимания детей и способы поддержания его устойчивости на уроках в начальной школе
Опубликовано: 3 декабря 2024 в 19:22
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности внимания детей и способы поддержания его устойчивости на уроках в начальной школе» (включая файлы) размещена пользователем Данилова Анастасия (УИ 1684426) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД