Жилкина Мария
Особенности становления познавательного интереса в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретический анализ понятия «познавательных способностей», дает возможность определить, что познавательные (когнитивные) способности личности проявляют себя в способности человека к познавательной деятельности, к продуктивному решению познавательных задач, которые являются условием их успешного выполнения. Познавательные (когнитивные) способности некоторые ученые относят к интеллектуальным. Структуру познавательных способностей рассматривали в аспекте изучения интеллекта, обучаемости, креативности. Некоторые ученые рассматривают как познавательные – сенсорные способности (восприятие-понятие предметов и их внешних свойств) и интеллектуальные, обеспечивающие продуктивное овладение и оперирование знаниями. Основой развития познавательных способностей детей считается развитие познавательных процессов, среди которых выделяется воображение, память и мышление.
Публикация «Особенности становления познавательного интереса в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Дошкольный возраст – период бурного накопления ребенком опыта, знаний необходимых для дальнейшей жизни. Важной составляющей формирование личности дошкольника является воспроизведение приобретенных знаний в различных видах деятельности: речевой, игровой, трудовой, поисково-исследовательской, музыкальной, конструктивной, изобразительной.
Интерес к познанию реального мира – один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии. Своеобразие интереса в дошкольном возрасте состоит в том, что зарождающиеся в виде эмоциональной отзывчивости на все новое (любопытство, он постепенно переходит в любознательность и далее в потребность убедиться в истине. В связи с этим правомерно рассмотреть взаимообусловленность и взаимосвязь интереса с другим личностным образованиям, таким как потребность, что имеет характер стимулирования человеческой активности.
В дидактике дошкольного образования существует два противоположных основных взгляда по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений об окружающей среде. Они в наибольшей степени приобретают острого звучание по подготовке детей к школе и преемственности в планировании образовательного процесса этого возрастного периода, а именно:
1) «предметный», или «объектный» принцип, согласно которому дети дошкольного возраста могут усваивать только представление о отдельно взятых предметах (объектах) окружающей среды, но выстраивать взаимосвязи между ними не могут;
2) принцип системности знаний (Н. Гавриш, К. Крутой и др.) заключается в: умении детей дошкольного возраста устанавливать и выстраивать причинно-следственные связи; способности осваивать системными знаниями об явления и предметы окружающей среды в их взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимоотношениях (работы Л. Выготского, в том числе о механизме их получения). На этом принципе основывается современный научно-исследовательский направление, опирающееся на исследования и формирования системности знаний у дошкольников.
Последний принцип можно определить, как:
а) систематизацию знаний, которая предполагает объединение предметов по группам в соответствии с характерной для них (существенной, определяющей, явного, визуально фиксированной) признаки (цвет, форма, величина, использование);
б) построение системных знаний, заключающийся в раскрытии многообразие сторон познаваемого, исследуемого объекта или предмета, установление причинно-следственных связей между ними, осознание закономерностей.
Отметим, что существование этих двух точек зрения на обучение ребенка дошкольного возраста обусловлено тем, что есть абсолютно разные взгляды на уровень умственного развития ребенка:
1) в трудах Ф. Фребеля и М. Монтессори отмечается способность детей познавать только внешние, явные, наглядные свойства предметов и явлений;
2) в исследованиях Л. Венгера, А. Усовой, Н. Поддякова и других говорится о возможности усваивать представления об общих взаимосвязях, которые лежат в основе многих явлений природы, социальной жизни, а также овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.
Рассматривая современные представления о развитии познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста отметим, что интерес вырастает из потребности ориентироваться в действительности и, становясь устойчивым личностным образованием, может привести к возникновению новой потребности более высокого уровня – потребности в познании, в исследовательской деятельности. Познавательные интересы на пути своего развития в дошкольном возрасте характеризуются познавательной активностью, направленностью, стремлением самостоятельно решать проблемные вопросы, познавательные задачи, стремлением к исследованию, устанавливать причинно-следственные связи. Основой познавательного интереса дошкольника является эмоциональное отношение, выражающееся в положительном отношении к объекту интереса. Яркие положительные эмоции, определяя потребности детей в познании, исследовании окружающей среды, содействии новых мотивов деятельности, приводят к развитию исследовательских способностей.
Дошкольный возраст – период расцвета детской познавательной активности и исследовательских способностей. В старшем дошкольном возрасте познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность. Известно, что к старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности и исследовательской поведения ребенка, которая находит свое отражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Нередко дети не только спрашивают, но пытаются сами найти ответ на вопрос, используя свой маленький опыт для объяснения непонятного, а порой и провести исследование или эксперимент.
Характерная особенность этого возраста – познавательные интересы, выражающиеся во внимательном рассматривании, самостоятельном поиске, проявлении интереса к интересующей информации и стремлении узнать у взрослого, где, что и как живет, растет. Старший дошкольник интересуется явлениями живой и неживой природы, проявляет инициативу, которая обнаруживается в наблюдении, в стремлении разузнать, подойти, потрогать. Результатом познавательной деятельности независимо от того, в какой форме познания она осуществляется, есть знания и исследовательские способности.
Становление личности дошкольника напрямую связано с формированием высших чувств, в частности познавательных и практических. У ребенка этого возраста своеобразно, в форме переживаний, отражаются определенные объекты, события окружающего мира, в соответствии с ее потребностями, отношение к себе как к активному деятелю, своих возможностей и отношение взрослого к ребенку и процесса и результатов его умственной деятельности. Процесс становления личностного потенциала ребенка в познавательной сфере исключительно индивидуализированное явление. Но обеспечить оптимальные условия расцвета индивидуальных потенций, можно лишь, основываясь на возрастных закономерностях развития психики в детские годы.
Интерес к неизвестному составляет основу исследовательской, познавательной деятельности, он служит необходимым условием познавательного развития и имеет важное значение для протекания процессов внимания, памяти и обучения. Усвоенные без интереса и восхищения знания будут формальными, и такое обучение не будет способствовать развитию пытливого творческого ума. К. Ушинский утверждал, что «обучение за принуждением и силой воли» не создает развивающих условий. Следовательно, воспитание познавательных интересов является важнейшей составляющей воспитания личности ребенка.
Таким образом, педагогический подход к проблеме познавательного интереса связан с изучением условий его формирования в учебной и вне учебной деятельности, а также с выявлением методов и приемов формирования познавательного интереса как ценного качества личности и основы успешной деятельности. Наличие всего многообразия процессов, включенных в познавательный интерес, является условием интеллектуально-творческого развития личности, ее саморазвития. А его исследование у ребенка связывается с подходами к моделированию и построению образовательных систем, направленных на развитие его личности: личностно-ориентированный подход, личностно-деятельностный подход, индивидуальный подход и т. д.