Юлия Селянина
Особенности становления общения у дошкольников с нарушением функций опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
Впервые в специальной психологии описание развития личности ребенка с дефектом было дано Л. С. Выготским. Он убедительно показал, что любой дефект, любой телесный недостаток является фактором, в известной степени изменяющим отношения человека с окружающим миром, что в результате дает «социальную ненормальность поведения». Следовательно, психологическим фактом двигательный недостаток становится только тогда, когда человек вступает в общение с отличающимися от него здоровыми людьми. В отличие от здоровых детей первых трех лет жизни дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата ведут себя пассивно и не проявляют особого желания к сотрудничеству с взрослым. Нарушение дыхания, работы мышц гортани и горла, артикуляторных мышц отрицательно влияет на формирование плача, гуления и лепета в доречевой период. Дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата не стремятся по собственной инициативе к общению, но при настойчивом побуждении и поддержке устанавливают контакты. При обращении к ним взрослого дети обмениваются впечатлениями и периодически ищут поддержки и внимания взрослого. Детям с нарушением функций опорно-двигательного аппарата требуются побуждения взрослого, для того, чтобы принять участие в процессе общения. Их действия с игрушками и предметами носят единоличный характер, редко появляется желание действовать совместно с взрослым или подражать его действиям. Дети не обращают внимание на взрослого, игрушка или какое-нибудь новое занятие интересуют их больше, чем вступление в контакт с взрослым. В процессе общения дети 2—3 лет с нарушением функций опорно-двигательного аппарата крайне редко пользуются речью. В процессе общения эти дети предпочитают использовать жесты, сопровождают их резкой мимикой и гримасами подчеркнуто восклицательного характера, выражая таким образом свои эмоции (например, вместо слова «дай» дети используют гримасы, как бы разговаривая сами с собой). Установление контакта с взрослым происходит только при его инициативе и поддержке. Слабо проявляется эмоциональное состояние или желание поделиться впечатлениями. Таким образом, у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата в возрасте первых трех лет формируются те же мотивы и формы общения, что и у здоровых детей. Однако потребность в общении выражена менее интенсивно. Это можно объяснить как естественной гиперопекой взрослых по отношению к больному ребенку, так и слабой познавательной активностью детей, обусловленной сенсомоторной недостаточностью и социальной изоляцией в домашних условиях. Отставание в развитии средств общения связано также с малой коммуникативной активностью ребенка с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и с недостаточным развитием функций, включающих моторные компоненты. Дети с церебральным параличом в старшем дошкольном возрасте обычно еще менее многословны, и их ответы менее разнообразны. Выделяют пять типов коммуникативных нарушений у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата :
Публикация «Особенности становления общения у дошкольников с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
— связанных с нарушением движений;
— связанных с повреждением мозга;
— из-за длительной госпитализации;
— из-за социально-эмоциональных проблем;
— в связи с физическим дефектом.
У таких детей имеются отклонения в сенсомоторной сфере, нарушается умение управлять мимикой лица и жестами, контролировать дыхание и передвижение, артикуляцию, звукопроизношение. В связи с этим исчезает возможность самостоятельно реализовывать себя в общении. Нарушение общения приводит к ряду отклонений в формировании личности у детей с патологией опорно-двигательного аппарата и при отсутствии или недостаточно квалифицированной психолого-педагогической коррекции могут вызвать появление негативных черт характера. Дети, у которых эмоциональные проблемы проявляются в общении, отличаются повышенной возбудимостью, что выражается в бурных аффективных вспышках в процессе общения, особенно со сверстниками. Негативные эмоциональные реакции у этих детей могут возникнуть по любому незначительному поводу. Чаще всего, конфликты наблюдаются у детей с различными формами нарушений функций опорно-двигательного аппарата, обусловлены не столько тяжестью церебрально-органического дефекта, сколько особенностями воспитания ребенка. Итак, у детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата отмечаются нарушения развития общения с взрослыми людьми и сверстниками. Помимо реакции на осознание собственной неполноценности, имеет место социальная депривация и неправильное воспитание. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребёнка, на его отношение к окружающим, следствием чего является искажение общения с людьми. У детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата отмечается стремление к ограничению общения. Перед специалистами, работающими с этими детьми, встаёт важная задача профилактики и коррекции этих нарушений.