Юлия Поцелуева
Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В группу комбинированной направленности зачисляются дети с ОВЗ.
Численный состав старшей группы комбинированной направленности «Солнечные лучики» – 15 человек, в том числе: 10 мальчиков и 5 девочек.
Основной контингент обучающихся в группе имеет III уровень речевого развития.
Из них –4 ребенка с ОНР, III уровень речевого развития, дизартрия лёгкой степени ; 11 детей с ОНР, III уровень речевого развития.
Численный состав подготовительной группы комбинированной направленности «Радуга» – 15 человек, в том числе: 13 мальчиков и 2 девочки.
Публикация «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Основной контингент обучающихся в группе имеет III уровень речевого развития.
Из них:
– ОНР, III уровень речевого развития, дизартрия лёгкой степени – 11 детей;
– ОНР, III уровень речевого развития – 4 ребенка.
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) – это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).
Третий уровнь речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т. д., в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.
Дизартрия – это расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи.
Коррекционная работа при дизартрии включает лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ, логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.
Дизартрия это тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Речь ребенка с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная, что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков, «смазанность» речи». Имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь медленная, невыразительная, невнятная. Общая речевая активность заметно снижена.
Речевое развитие таких детей отстает от нормы. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей с ОВЗ – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
• бедность речи, недостаточный словарный запас;
• употребление нелитературных слов и выражений;
• бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ;
• трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
• отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
• отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. ;
• плохая дикция.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. И, чтобы достигнуть высоких результатов, мы с педагогами решили использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи.
Рассмотрим факторы, облегчающие процесс становления связной речи.
Один из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. - наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве второго вспомогательного фактора мы выделим создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Взяв в основу мнения великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, решили использовать в работе по обучению связной речи.
Используем в своей работе – методы эффективного запоминания:
Мнемотехника
Содержание мнемотехники - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать работу нужно с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Составление описательных рассказов с помощью опорных схем.
Формировать умение у детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Одним из приемов, которые значительно облегчают для ребенка составление описательного рассказа, является использование опорных схем. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства, признаки и действия рассматриваемого предмета, явления; установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Они заметно упрощают задания, делают высказывания дошкольников четкими, связными и последовательными. Опорные схемы выступают в роли плана-подсказки, таким образом, малыш может строить по ним свой рассказ.
Описание – это особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания – описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности.
Моделирование
Наглядное моделирование - воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта создание его заместителя и работа с ним.
Модели служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Использовать их следует для:
- обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественного произведения;
- при отгадывании и составлении загадок;
- при заучивании стихов.
Работа с использованием моделей для ознакомления детей с художественной литературой проводится в два этапа.
На первом этапе вводятся наглядные модели только в процесс пересказывания детьми русских народных сказок. Цель на этом этапе работы - научить, с помощью заместителей, выделять самые главные события, последовательность изложения. Второй этап является уже творческим и направлен на обучение составлению историй, сказок, рассказов самими детьми, используя наглядные модели и схемы.
Проводя систематически работу в течении года по всем лексическим темам, используя эти модели при описании рассказа, у детей формируется навык самостоятельно, без наводящих вопросов описывать и составлять п рассказы.
Синквейн - новая технология в развитии речи дошкольников нерифмованное стихотворение из 5 строк, составленное по определенным правилам:
1 строка тема - называется одним словом (существительное или местоимение, кото-рое обозначает объект или предмет.
2 строка - это описание темы - в двух словах, (прилагательные или причастия, они дают описание признаков и свойств предмета или объекта.
3 строка – это действия - в трёх словах (глагол или деепричастие) описываю-щее характерные действия объекта.
4 строка – это предложение из четырёх слов выражающая личное отношение к опи-сываемому предмету или объекту
5 строка - это одно слово - характеризующее суть предмета или объекта, которое вы-ражает настроение.
Пример синквейна:
Кто? – Медведь.
Какой?- Мохнатый, большой, косолапый.
Что делает? Рычит, лакомится, спит.
Предложение – Зимой спит в берлоге.
Ассоциация – Зверь.
Синквейн могут составить все. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности, это игровой прием. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации; помогает пополнить словарный запас; учит краткому пересказу, помогает развить речь и мышление. Начинать знакомство с синквейном лучше в старшем возрасте. Рассмотрим пример составления синквейна.
На первом этапе (подготовительном) вводится понятие: слово-предмет, предъявляется модель-существительное, актуализируется номинативная лексика.
Предъявляется модель - предмет.
2 этап “слово-признак”, предъявляется модель прилагательное актуализируется адъективная лексика. Предъявляется модель признак предмета: Ежик какой? Колючий, дикий, маленький, добрый, серый.
3 этап Слово - действие, предъявляется модель-глагол, актуализируется предикативная лексика. Ежик что делает? Фыркает, спит, сворачивается, ловит. Предъявляется модель-действие предмета.
Параллельно с представленными формами используем речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Таким образом, сравнивая полученные результаты на момент поступления детей в старшую группу комбинированной направленности и по выпуску в школу отмечаем возрастание уровня всех компонентов речевой системы. Применение современных форм и методов позволил детям с ОВЗ повысить уровень речевого развития, мышления, воображения, памяти.