МААМ-картинки

Особенности социально-личностного развития дошкольников с задержкой психического развития

Анна Шестопалова
Особенности социально-личностного развития дошкольников с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы

Результаты исследований проблемы социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития свидетельствует о деформированном становлении у них образа «Я», неполноценном формировании его социальной составляющей. Вследствие этого выражена низкая способность к ролевому поведению, затруднен процесс социально-психологической адаптации при смене социальной ситуации развития [2]. Низкий уровень познавательной активности и незрелость эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития определяет у них качественное своеобразие познавательных мотивов, их неустойчивость, отсутствие относительно широких и глубоких интересов к явлениям окружающего мира [6].

В силу специфики дефекта психического недоразвития, дефицита общения с со сверстниками, вне специально созданных условий, дети с ЗПР не достигают оптимальной возрастной нормы в формировании навыков и умений взаимодействия. Вследствие этого выражена недостаточная ориентированность в социальной действительности, неготовность к эмоциональному сотрудничеству, просоциальному и ролевому поведению во взаимодействии со сверстниками [2].

В старшем дошкольном возрасте у детей с ЗПР выражена тенденция к агрессивности в общении со сверстниками. Они предпочитают общаться со сверстниками в малых группах, с детьми более младшего или более старшего возраста. Их взаимоотношения характеризуются узостью межличностных связей: чаще всего между двумя детьми; группа либо вообще не возникает, либо появляется эпизодически [6]. Во взаимоотношениях у детей младшего школьного возраста с ЗПР ярко выражены проявления инфантилизма: содержание общения ограничивается подвижными играми при почти полном отсутствии занятий, игр, связанных с познавательной деятельностью; недифференцированное положительное отношение к одноклассникам [1]. Дети с ЗПР не проявляют готовность к эмоциональному сотрудничеству со сверстниками, у них отсутствуют отсутствие навыки просоциального и ролевого поведения по отношению к ним [5].

Хотя в старшем дошкольном возрасте дети с ЗПР проявляют заинтересованность в действиях сверстника, типичными формами поведения в ситуации взаимодействия является отказ сверстнику в поддержке. Распространенные варианты разрешения конфликтных ситуаций у этих детей - уход от ситуации, обращение к взрослому за помощью в разрешении, конфликта. М. Л. Скуратовская, А. В. Папшев так же отмечают у детей с ЗПР трудности договариваться, сохранять доброжелательность, находить адекватный выход из конфликта [3]. По результатам исследований Е. С. Слепович, у детей с ЗПР при взаимодействии со сверстниками доминируют деловые и личностные мотивы, а познавательные отсутствуют, они слиты с игрой или с практической деятельностью [4].

Для детей с ЗПР характерны низкий уровень притязаний и слабая заинтересованность в оценке. Внушаемость носит грубый оттенок и часто сопровождается отсутствием критики. Для игровой деятельности характерны монотонность и однообразие, бедность воображения и творчества. Самостремление к игре часто выглядит как способ ухода от затруднений в занятиях. По типу преобладания того или иного эмоционального фона выделяют основных вида органического инфантилизма: неустойчивый, характеризующийся психомоторной расторможенностью, импульсивностью, эйфорическим оттенком настроения; тормозимый, для которого характерны преобладание пониженного фона настроения, нерешительность, боязливость.

Таким образом, у детей с ЗПР выражена низкая способность к ролевому поведению, затруднен процесс социально-психологической адаптации при смене социальной ситуации развития, отсутствие интересов к окружающему, проявления инфантилизма во взаимоотношениях со сверстниками, неумение выстраивать взаимодействие со сверстниками и неадекватные действия.

Выводы по статье

Под ЗПР понимаем негрубое отставание психического развития, при котором, с одной стороны, требуется специальный, коррекционный подход к обучению ребенка, а с другой - при наличии этого подхода предоставляется возможность обучать ребенка по общей программе с усвоением им государственного стандарта знаний, соответствующих возрасту обучаемого. ЗПР может проявляться замедленным эмоционально-волевым созреванием в виде различных вариантов инфантилизма, недостаточностью, задержкой развития познавательной сферы.

В случае нарушенного развития, основной дефект негативно влияет на формирование всех высших психических функций, развитие которых обусловлено взаимодействием ребенка с окружающими. Интеллектуальные нарушения у детей с ЗПР выражаются в недостаточности развития познавательных процессов.

Основной целью социально-личностного развития, по ФГОС ДО, является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В дошкольной организации уделяется внимание всем факторам социализации воспитанников. Образовательная программа построена на основе активного участия родителей воспитательно-образовательном процессе. Реализуются различные формы сотрудничества с родителями: мастер-классы, форум. Совместные занятия, консультации, тренинги и др.

Результаты исследований проблемы социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития свидетельствует о деформированном становлении у них образа «Я», неполноценном формировании его социальной составляющей. У детей с ЗПР выражена низкая способность к ролевому поведению, затруднен процесс социально-психологической адаптации при смене социальной ситуации развития, отсутствие интересов к окружающему, проявления инфантилизма во взаимоотношениях со сверстниками, неумение выстраивать взаимодействие со сверстниками и неадекватные действия.

Список использованной литературы

1. Агавелян, О. К. Современные теоретические и прикладные аспекты специальной психологии и коррекционной педагогики: монография / О. К. Агавелян, Р. О. Агавелян; Новосиб. ин-т повы-шения квалификации и переподготовки работников образования. - Новосибирск : НИП-КиПРО, 2014. - 412 с.

2. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. – М. : Педагогика, 1989. - 559 с.

3. Белкина В. Н. Взаимодействие детей со сверстниками: психологический и педагогический аспекты: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ имени К. Д. Ушинского, 2018. – 201 с.

4. Богданова В. Н. Психолого–педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития специалистами центра психолого–медико–социального сопровождения. – М. : Эксмо, 2015. – 315 с.

5. Божович Л. И. Личность и формирование в детском возрасте. - А К. : Генеза. - 2015. - 168 с

6. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. - М. : Просвещение, 2015. - 527 с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности социально-личностного развития дошкольников с задержкой психического развития
Опубликовано: 21 января 2025 в 17:51
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности социально-личностного развития дошкольников с задержкой психического развития» (включая файлы) размещена пользователем Анна Шестопалова (УИ 1294427) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 января 2025 четверг
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД