Екатерина Червенко
Особенности социально-коммуникативного развития детей 3–4 лет с психолога — педагогических позиций
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности социально-коммуникативного развития детей 3 – 4 лет с психолога – педагогических позиций
Социально-коммуникативное развитие — результат «врастания» ребенка в культуру (Л. С. Выготский). Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста осуществляется под влиянием различных факторов и условий, обстоятельств и явлений, оказывающих значительное влияние на вхождение ребенка в мир социальных отношений. Основным факторам социально-коммуникативного развития дошкольников является наследственность, представляющая собой совокупность генетически заданных характеристик). Немаловажным фактором развития социально-коммуникативных качеств ребенка является социокультурная и образовательная среда как совокупность предметов, объектов, явлений социального окружения. Также стоит отметить такой фактор как «социальная активность», заключающийся в способе самосовершенствования, творческой самореализации индивида и целенаправленное воспитание.
Публикация «Особенности социально-коммуникативного развития детей 3–4 лет с психолога — педагогических позиций» размещена в разделах
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
По многочисленным исследованиям педагогов-психологов в области развития младших дошкольников, следует, что отличительной особенностью психофизического развития детей 3 лет является то, что в этом возрасте еще у некоторых детей сохраняется непроизвольность психических процессов (память, внимание, мышление, речь, воображение). В этом возрасте сохраняется эмоциональная лабильность. Ребёнку зачастую требуется внимание взрослого, его больше привлекают игры с человеком, понимающим его речь и которого он понимает, нежели игры со сверстником, с которым трудно согласовать игру. Основным видом деятельности является игра. В сюжетно-ролевой игре дети играют в большей степени по одиночке, однако рядом друг с другом, в результате чего они присматриваются к действиям своих вестников, заимствуя у них модели поведения. К четырем годам дети начинают объединяться в микро- группы по 2 – 3 человека. Возраст трех лет характерен формированием представления у ребенка понятия «я». В этот период закладывается бедующая самооценка ребенка, взрослому стоит серьезно отнестись к проявлениям самостоятельности в этот период. Ребенок охотно пытается все делать самостоятельно, однако его физическое развитие не всегда соответствует его проявлению желаний. В результате чего в этот период происходит кризис трех лет, так как внутренний мир ребенка перенасыщен противоречиями, с которыми ребенок еще не в силах правиться. Взрослым в этот период необходимо набраться терпения и проявить максимальную лояльность. В младшем дошкольном возрасте происходит познавательное развитие дошкольников.
Современное состояние проблемы социально-коммуникативного развития дошкольников 3 – 4 лет
Изучением проблемы социально-коммуникативного развития занимались многие советские педагоги-психологи. Как уже указывалось выше, наиболее полно этим вопросом занимался Л. С. Выготский, В. Т. Кудрявцев. На более современном этапе вопросу социально-коммуникативного развития уделяли внимание М. И. Лисина и ее последователи – Л. Н. Галигузова, Д. Б. Годовикова, Т. А. Репина, Е. О. Смрнова. М. И. Лисина в своем труде «Формирование личности ребенка в общение» представляет фрагменты монографии «Проблема онтогенеза общения», а также ряд научных статей, в которых указывает на значимую роль общения ребенка со взрослым и сверстниками в становлении личности в целом. М. И. Лисина считает, что младший дошкольный возраст – это время возникновения внеситуативной формы общения при совместной познавательной деятельности ребёнка и взрослого. Развитие любознательности в этом возрасте побуждает ребенка задавать более сложные вопросы, получая ответы происходит активное информационное развитие ребенка. В случае организованного общения детей друг с другом происходит развитие социально-коммуникативных навыков. М. И. Лисина уделяла большую роль общению ребенка со взрослым, это связано с тем, что ребенок нуждается в признании взрослого. Ребенок, изучая детали жизни взрослых формирует представления о жизнедеятельности людей в целом. В младшем дошкольном возрасте у ребенка возрастает не только необходимость общения, но и потребность в сопереживании. Ребенок в этом возрасте активно усваивает жесты, мимику, позы взрослых и в последующем использует их при общении.
На сегодняшний день остро стоит вопрос социально-коммуникативного развития дошкольников. Это в первую очередь связанно с тем, что в настоящее время прослеживается тенденция снижения реального общения ребенка со взрослым и сверстниками. Все это происходит в силу стремительно развивающихся технологий. Ребенку зачастую живое общение заменяют цифровые технологии, ребенок всем меньше времени проводит в активной игровой деятельности, большую часть времени стали занимать просмотры мультфильмов, видеороликов и различных цифровых игр. Однако младший дошкольный возраст диктует необходимость развития коммуникативных качеств. Как уже было отмечено, именно в этот период происходит активное становление и развитие всех психических функций, но в следствии дефицита общения происходит деструктивное становление данных процессов. Негативный отпечаток накладывает и «кризис трех лет». В процессе изучения вопроса коммуникативной деятельности младших дошкольников мы выяснили, что в тех случаях, когда ребёнок не владеет навыками выстраивания взаимоотношений со сверстниками, не умеет организовать общение, то в последующем он чувствует себя более уязвимым, формируется негативная самооценка, тревожность, которая в последствии может перерасти в агрессию, а также асоциальное поведение во взрослом возрасте. Знания условий развития коммуникативных способностей дошкольников позволит взрослому помочь ребенку в конструктивном выстраивании взаимоотношении на этапе дошкольного возраста, что будет способствовать гармоничному развитию личности.