Татьяна Смокотина
Особенности словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Важной задачей современной системы образования является развитие мышления, так как оно является высшим познавательным процессом, который обеспечивает успешную деятельность человека в таких сферах, как познавательная, коммуникативная, трудовая, учебная и др. В старшем дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование словесно-логического мышления, так как наличие элементов данного вида мышления, по мнению Я. Л. Коломинского, В. А. Крутецкого [1], становится необходимым условием успешного включения ребенка в новую систему отношений в процессе школьного обучения. Без наличия элементов данного вида мышления ребенок не сможет полноценно овладеть навыками письма и чтения, так как словесно-логическое мышление предполагает умение разрешать сложные и разнообразные вопросы, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. Среди детей поступающих в первый класс дети с общим недоразвитием речи составляют группу риска по предрасположенности к появлению нарушений письменной речи (чтения и письма, а следовательно и дети будут иметь общую неуспеваемость по предметам. Это может быть связано с несформированностью словесно-логического мышления у данных детей.
Публикация «Особенности словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня» размещена в разделах
- Логическое мышление
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2021
Гипотеза: мы предполагаем, что словесно-логическое мышление детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня по сравнению с детьми без речевых патологий обладает следующими особенностями - дети затрудняются в использовании понятий и рассуждений для решения поставленных задач, в использовании обобщающих понятий, в способности анализировать и структурировать различные понятия.
Для того чтобы выявить особенности словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, нам потребовалось изучить основные понятия, а также провести констатирующий эксперимент.
Р. С. Немов охарактеризовал мышление как теоретическую и практическую деятельность, которая предполагает систему входящих в нее действий и операций ориентировочного, исследовательского, преобразовательного и познавательного характера [2].
Характеристику видов мышления представляет в своей работе Я. Л. Коломинский. Автор выделяет: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление [1].
1. Наглядно-действенное мышление осуществляется путем реального действия с предметами.
2. Наглядно-образное мышление : ребенок для решения задачи оперирует не самими предметами, а их образами.
3. Словесно-логическое мышление – это мышление, в котором отражаются уже не отдельные свойства, а наиболее важные связи и отношения между предметами и их свойствами. Словесно-логическое мышление представляет собой самый сложный вид мыслительной деятельности, так как оно основано на рассуждении и доказательстве и оперирует не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами, отвлеченными мыслями, которые возникают на основе суждений, умозаключений и понятий [1,3].
Как отмечает Я. Л. Коломинский, предпосылки для развития словесно-логического мышления возникают в конце раннего детства, с формированием знаковой функции сознания. В этот период ребенок начинает понимать, что любой предмет можно обозначить, заменить другим предметом[1]. К концу раннего возраста складывается мыслительная деятельность, умение обобщать и переносить полученный опыт на различные новые ситуации. На данной стадии развития мышления у ребенка формируется способность абстрагирования, с помощью этого он выделяет форму и цвет предмета. В период среднего дошкольного детства развивается наглядно-образное мышление. В конце дошкольного возраста, в 6-7 лет, у ребенка начинают появляться элементы более зрелого, сложного вида мышления – словесно-логического.
Однако у детей с общим недоразвитием речи формирование словесно-логического мышления может запаздывать. По мнению Л. С. Волковой, общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне. При общем недоразвитие речи интеллект первично сохранен, однако именно словесно-логическое мышление может формироваться позже вследствие вторичных нарушений, обусловенных первичным недоразвитием речи.
Для того чтобы выяснить, какими особенностями обладает словесно-логическое мышление детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня по сравнению с детьми без речевых патологий, нам потребовалось организовать и провести констатирующий эксперимент. Для проведения эксперимента выбрали Методику диагностики словесно-логического мышления (Л. И. Переслени, Л. Ф. Чупрова, так как она наиболее полно диагностирует особенности словесно-логического мышления.
Цель: выявить особенности словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня по сравнению с детьми без речевых патологий.
Методика состоит из 4 субтестов, в каждый из которых включено несколько проб. Субтесты направлены на выявление следующих особенностей словесно-логического мышления : 1) способность дифференцировать существенные особенности объектов и явлений от несущественных; 2) умение классифицировать предметы и явления, устанавливать логические связи между ними; 3) умение обобщать и делать выводы.
Экспериментальное исследование проводилось на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения № 2 «Лучики» в городе Киселевске. Сроки проведения эксперимента – с 19.03.2018 по 23.03.2018. В ходе эксперимента принимали участие двадцать детей.
Десять детей не имели речевых патологий и десять детей имели общее недоразвитие речи III уровня на основании заключения ПМПК.
По каждому субтесту начислялись баллы. За каждый правильный ответ с пояснением начислялся один балл, за ответ без пояснения 0, 5 балла. Потом подсчитывались общие баллы по всем субтестам и делался вывод о сформированности словесно-логического мышления у детей. Наивысший уровень – 25 – 20 баллов (100 %). Высокий уровень – 19,5 – 17,5 балла (79,9 – 70 %). Средний уровень – 17 – 15 баллов (69,9 – 60 %). Низкий уровень – 14,5 балла и менее (59,9 %)
Результат выполнения проб, полученные в обеих группах по всем субтестам, представлены в таблицах (см. Таблицу 1, Таблицу 2)
Таблица 1 – Результаты обследования словесно-логического мышления у детей без речевых патологий (в баллах)
Субтест «Общая осведомленность» Субтест «Классификация» Субтест «Аналогии» Субтест «Обобщение» Итого:
Савелий 5 8 4 5 23 наивысший
Валерия 4 6 3 5 18 высокий
Макар 5 7 3 4 19 высокий
Егор 5 8 3 4 21 наивысший
Ляля 5 6 2 5 19 высокий
Анастасия 5 7 3 5 20 наивысший
Елизавета 4 7 3 5 19 высокий
Павел 5 8 2 4 19 высокий
Артем 5 6 2 5 18 высокий
Михаил 5 8 3 5 21 наивысший
Таблица 2 – Результаты обследования словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи III уровня (в баллах).
Субтест «Общая осведомленность» Субтест «Классификация» Субтест «Аналогии» Субтест «Обобщение» Итого:
Арсений 4 7 2 4 17 средний
Данил 4 5 2 4 15 средний
Яков 3 8 1 5 17 средний
Семён 1 4 1 4 10 низкий
Михаил 2 7 1 4 14 низкий
Дарья 3 6 2 5 16 средний
Ксения 3 4 1 4 12 низкий
Кирилл 2 5 1 5 13 низкий
Ирина 4 6 2 5 17 средний
Константин 3 7 1 4 15 средний
Мы провели количественный и качественный анализ полученных данных.
Дети без речевых патологий во время проведения диагностики на субтесте «Общая осведомленность» показали высокий результат, правильно отвечали на все вопросы, что говорит об их хорошем кругозоре и общей осведомленности об окружающем мире. Десять испытуемых в общем количестве баллов получили 48 баллов. У детей с ОНР наблюдались ошибки в определении времени года, а также в представлениях о деревьях. Они получили, по сравнению с первой группой, 29 баллов.
На субтесте «Классификация» при определении способности классифицировать понятия дети без речевых патологий при каждом исключении слова из списка поясняли свой выбор. Число баллов у этой группе по данному субтесту составило 71. Дети с ОНР не всегда могли объяснить правильность своего выбора, очень часто они исключали слова по несущественным признакам, например в одном из заданий были перечислены четыре имени и одна фамилия, они исключали уменьшительно-ласкательное имя, когда правильнее было исключить фамилию. Они получили 61 балл.
Субтест «Аналогии» был сложным и для первой группы и для второй. Дети без речевых патологий справились с несколькими заданиями. Они смогли по аналогии огурец – овощ подобрать к слову гвоздика из предложенных вариантов слово, которое также определяло ее, как в случае с огурцом. Это было слово цветок. Дети данной группы получили 28 баллов. А дети с ОНР смогли справиться только с одним заданием. Им сложно было соотносить и проводить в уме данные операции, так как общее недоразвитие речи влияет на сформированность в умственном плане логических операций. Они получили за данное задание 14 баллов.
Субтест «Обобщения» направлен на изучение способностей к обобщению и сформированности понятий. Для детей без речевых патологий данный субтест оказался самым простым, так как они быстро отвечали на вопросы и со всеми вариантами справились отлично, что говорит о сформированности у них таких операций мышления, как обобщение. По данному субтесту они получили 47 баллов. Дети с нарушениями речи тоже справились с заданиями, но времени на выполнение им понадобилось больше, так как умение оперировать понятиями и соотносить их в одно обобщающее слово, у них еще не до конца развито, поэтому они больше тратят времени на обдумывание. Сумма баллов за субтест у данных детей составила 44 балла.
Результаты исследования показали, что у детей без речевых патологий развитие словесно-логического мышления соответствует возрасту и находится на высоком уровне развития. Наивысший уровень развития словесно-логического мышления выявлен у 40% детей, а высокий уровень у 60%, низкий и средний уровни развития словесно-логического мышления не выявлен. У детей с общим недоразвитием речи III уровня развитие словесно-логического мышления отстает от развития мышления у детей без речевых патологий: у 60% выявлен средний уровень развития словесно-логического мышления, у 40% детей - низкий, наивысшего и высокого уровня не выявлено.
В ходе выполнения заданий дети с ОНР III уровня продемонстрировали неумение классифицировать и обобщать понятия, неумение строить мыслительные или устные рассуждения для выполнения задания. Особые затруднения у детей вызвали умение сопоставлять понятия по аналогии, так как для этого нужно уметь классифицировать, обобщать и анализировать предлагаемые слова.
Полученные данные позволили сделать вывод об особенностях словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Дети затрудняются в использовании понятий и рассуждений для решения поставленных задач, имеют трудности в использовании обобщающих понятий, а также в способности анализировать и структурировать различные понятия. Уровень сформированности словесно-логического мышления у детей с ОНР III уровня ниже, чем у детей без речевых патологий.
Литература и примечания:
[1] Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. М. : Просвещение, 1988. 190 с.
[2] Немов Р. С. Психология. М. : ВЛАДОС, 2003. 275 с.
[3] Савенков А. И. Развитие логического мышления 6-7 лет. М. : Издательство: Академия развития, 2004. 75 с.