Ольга Тепаева
Особенности сенсорного восприятия детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Данная статья была опубликована в 2016 году в сборнике работ: "Актуальные проблемы дошкольного образования: основные тенденции и перспективы развития в контексте современных требований"
Аннотация: Статья посвящена вопросу развития и формирования сенсорного восприятия у детей раннего возраста (от 1,5 до 3 лет). Даны характеристика особенностей каждого возрастного периода. Рекомендации в подборе игр.
Ключевые слова: сенсорное развитие, игра, восприятие, развитие, формирование.
Публикация «Особенности сенсорного восприятия детей раннего возраста» размещена в разделах
В период раннего детства большое значение имеет сенсорное развитие ребенка. Его целью является обеспечение правильного развития малыша.
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируется эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве, развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значения для возможности дальнейшего обучения.
В раннем детстве восприятие очень несовершенно. Ребёнок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнаёт предмет. Именно поэтому на втором году жизни малыш с удовольствием рассматривает картинки, фотографии, не обращая внимания на пространственное расположение предметов, например, когда книжка лежит вверх ногами.
Он одинаково хорошо опознаёт окрашенные и контурные объекты, а также объекты, раскрашенные в необычные цвета. То есть цвет ещё не стал для ребёнка важным признаком, характеризующим предмет.
Форма и величина предметов при необходимости выполнить практическое действие выделяются правильно. Выполнение ребёнком орудийных и соотносящих действий создаёт условия для освоения им перспективных действий, которые, в свою очередь, делают восприятие, более точным и правильным.
Собирая пирамидку, матрёшку, закрывая коробочку, застёгивая пуговицы, кнопки, завязывая шнуровки, ребёнок подбирает и соединяет предметы и их части в соответствии с признаками - цветом, формой, величиной. Результат таких действий достигается только при соблюдении определённых правил.
Взрослый знакомит малыша с новым способом ориентировки – примериванием. Знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребёнок сравнивает свойства любых предметов, например треугольные предметы с крышей, красные с помидором.
Выбор по образцу, который выступает при этом меркой. Сначала дети учатся подбирать предметы по форме, потом по величине и лишь затем по цвету. Восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребёнком с точки зрения разных присущих ему свойств.
Важно, чтобы ребёнок умел подбирать предметы по слову взрослого, фиксирующего определённый признак, и мог учитывать свойства объектов в практической деятельности. Выполнение подобных заданий говорит о том, что у ребёнка сформировались некоторые представления о свойствах предметов.
Развитие фонематического слуха протекает по тем же закономерностям. В раннем детстве интенсивно развивается активная речь, складывается вербальное общение, поэтому фонематические свойства звуков выделяются в той мере, в которой они необходимы для деятельности. К концу 2-го года жизни малыш воспринимает все звуки родного языка.
Таким образом, можно выделить следующие особенности сенсорного восприятия детей раннего возраста:
К 1,5 годам – ориентация на отдельные, бросающиеся в глаза (ярко выраженные) признаки.
К 2-м годам – появляется опредмеченность восприятия; восприятие по средствам сравнения свойств предметов при манипулировании ими; активно развивается зрительное и слуховое восприятие;
К 3-м годам – характерен ускоренный темп сенсорного развития (сензитивный период, появляется потребность в воспроизведении за взрослым (слов – названий формы, цвета и самостоятельному их употреблению).
В игровой форме можно представлять ребенку любые новые понятия.
Несколько раз в неделю полезно проводить упражнения для развития осязательных качеств. Для этого лучше всего взять игрушки, с которыми малыш знаком. Это может быть мячик, кукла, кубик, книжка, расческа и т. д. Предметы накрывают тканью. Задача ребенка — определить на ощупь, какие игрушки присутствуют на столе.
На третьем году жизни можно проводить игру «Это чья вещь?». Задача ребенка — разложить вещи по группам: «мое», «мамино», «сказочного персонажа» и т. д. Детям этого возраста также полезно складывать пирамидки и матрешки.
Особое внимание следует уделять формированию восприятия формы. Для этого используйте игры «Разложи на две группы».
Например, квадраты и круги, овалы и треугольники, круги и овалы, и другие сочетания. Перед игрой взрослый перемешивает все фигуры. Затем он дает ребенку задание.
Всегда полезными являются занятия с раскладыванием палочек. Их можно заменить карандашами, кубиками, шариками и прочими предметами. Раскладывать можно по цвету, размеру и форме. При этом надо оперировать понятиями «разные», «одинаковые», «такой» и «не такой».
Не стоит забывать, что дети младшего возраста только начинают познавать мир. У них формируются первые понятия о формах и положении предметов. В этот период ребенок начинает развиваться особенно бурно. Он становятся очень любознательным. Малыш формирует представления о запахах, вкусах, звуках и размерах предметов.
Именно поэтому у каждого малыша необходимо развивать пять основных сенсорных качеств: зрение, вкус, слух, осязание и обоняние. Каждой системе надо уделять внимание. Задача взрослых — максимальное развитие органов чувств малыша. Такое развитие возможно только в игре.
Литература:
1. Ветрова В. В. «Во что играть с ребёнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.
2. Громова О. Н. Прокопенко Т. А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей» М. 2001.
3. Запорожец И. Ю. «Психолого-педагогические гостиные в детском саду» М. : Издательство: «Скрипторий 2003». 2010.
4. Зверева О. Л. «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи», журнал: «Воспитатель ДОУ» № 4. 2009.
5. Колдина Д. Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.
6. Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.
7. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика – Синтез, 2003.
8. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.