Горбунова Юлия Юрьевна
Особенности сенсорного восприятия детей раннего дошкольного возраста с помощью шариков марблс
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности сенсорного восприятия детей раннего дошкольного возраста с помощью шариков марблс.
Ключевые слова: сенсорное восприятие, виды активности, становление психических функций, развитие мышления.
Раннее детство — особый период развития ребенка. Этот период важен для созревания и формирования организма малыша и становления его психических функций. В этот период необходимо создать оптимальные условия для включения малыша в разные виды активности. В решении данной задачи эффективно использовать разноцветные шарики марблс, они позволяют привлечь ребенка и решать задачи его сенсомоторного развития. Цветные глиняные шарики марблс использовали в древности для игры детей. Сегодня их называют марблс (мраморные, и сделаны они из глины. Период раннего дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка. От его уровня в значительной степени зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания малышей. Поведение и сознание малышей этого возраста целиком определяются восприятием. Мышление ребенка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер, ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях.
Публикация «Особенности сенсорного восприятия детей раннего дошкольного возраста с помощью шариков марблс» размещена в разделах
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Но восприятие оказывается поверхностным, неполноценным. Помочь узнать все, что окружает малыша, помогают разные образовательные предметы. Камешки марблс позволяют эффективно организовать игры с детьми по сенсорному развитию. Достопримечательностью этого материала являются их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними, они удобны для игр-занятий с детьми раннего возраста. Наиболее удобны для захватывания плоские камешки размером не менее 2 и не более 3,5 см, что соответствует размерам ладони малыша. Разница между большими и маленькими предметами в 1,5 см вполне достаточна для ориентировки в их величине. Оптимальная толщина предметов — 1 см. Правильно подобранные по цвету, форме, величине камешки марблс имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета. В повседневной жизни детям надо давать возможность наблюдать за формой, цветом, пропорциями предметов, явлений. Своевременное сенсорное воспитание на данном возрастном этапе — главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющимся окружении, эмоциональной отзывчивости, способности воспринимать красоту и гармонию мира. Наиболее любимы детьми такие игры с камешками марблс и цветным грунтом, как «Прятки» (использование сухого бассейна, «Спасатели», «Бусы для мамы», «Сортировка камешков по цвету», «Наведем порядок» (сортировка по форме, величине, «Угостим гостей» и т. д. «Сухой бассейн» — мы предлагаем малышам опустить ручки в емкость, наполненную камешками, и почувствовать — какие они, камешки: прохладные, гладкие; рассмотреть их — какие они: круглые, разного цвета. Затем предлагаем зажать много камешков в кулачке (формируем кулачковый захват) и обратить внимание малышей, что камешков у них в кулачке много и т. д. Затем предлагаем поискать в камешках мелкие игрушки-сюрпризы для развития тактильной чувствительности и координации руки. Малышам нравится эта игра, их радуют разноцветие камешков, тактильные ощущения и сюрпризные моменты. «Спрячем животных от волка» — в игре мы раздаем малышам по животному и предлагаем закрыть их камешками одного цвета. Показываем малышам камешки, учим захватывать всеми пальчиками (щипковый прием, а затем предлагаем по образцу найти такие же камешки и положить их вокруг животного. Эта игра очень нравится малышам, она вызывает у них бурю положительных эмоций. К середине года малыши отлично ориентируются в цвете и прекрасно владеют приемом захвата камешка. «Угостим мишку и зайку печеньем» — показываем малышам мишку и зайца, сидящих за столом.
Кладём ёмкость с квадратными и круглыми камешками, показываем малышам захватывание камешка двумя пальчиками, большим и указательным (пинцетный захват). Угощаем мишку квадратным печеньем, зайца — круглым, затем предлагаем по образцу найти такие же камешки, взять их двумя пальчиками и угостить зверей. Дети с большим удовольствием раскладывают камешки по тарелочкам, их привлекают яркость и гладкость камешков. Яркие, приятные на ощупь разноцветные имеющие разные размеры и текстуру камешки помогают формировать игровые действия малышей. В течение всего учебного года при целенаправленном сенсорном воспитании у детей наблюдается положительное отношение к действиям с камешками разной величины, формы, цвета. Они подолгу манипулируют ими, рассматривают, ощупывают, перекладывают их с места на место, обнаруживая новые параметры предметного мира. В процессе игр-занятий с камешками марблс у детей оказываются сформированными приемы прикладывания, сравнивания, сопоставления цвета, формы, величины. В результате систематических игр с камешками марблс и цветным грунтом у детей раннего возраста оказываются сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия : дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий; группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырех разновидностей в период от 2 лет до 2 лет 3 месяцев и старше. В результате проделанной работы по сенсорному развитию детей прослеживается положительная динамика. Дети: — проявляют интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам; — способны целенаправленно наблюдать за объектами организованного восприятия; — умеют выполнять простейший сенсорный анализ; — любопытны, активны, эмоциональны, общительны.
Сенсорное воспитание лучше всего развивается во время игры. Ведь игра — стихия детей. Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир. Работа с камешками марблс заключает в себе большие возможности: она удовлетворяет познавательную активность детей, способствует развитию творческого мышления, благотворно влияет на развитие умственных способностей, мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера, повышает интерес к занятиям, снимает усталость. Через интересные формы работы, творческую предметно-практическую деятельность дети познают окружающий мир, учатся общаться и осознавать себя как личность. К тому же необыкновенные камешки любопытны детям как игра с неизвестным, их использование вносит некий элемент сюрприза, волшебства, ожидания чуда — а ведь, как известно, познание мира, учение начинаются с удивления. Актуальность. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития детей раннего дошкольного возраста. Оно направлено на формирование наиболее полного восприятия окружающего мира и служит основой познания действительности. Сенсомоторные игры являются составной частью развития математических способностей детей раннего дошкольного возраста, их восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, положении в пространстве) и развития моторной сферы. Мы хотим поделиться инновационной, интересной и полезной игрой для развития сенсорного восприятия и мелкой моторики рук с применением марблс, что, в свою очередь, хорошо воздействует на кору головного мозга, отвечающую за речь. Мы работаем с детьми раннего дошкольного возраста 2.5—3 года, так как дети очень маленькие, они нуждаются в ярких игрушках, ярких эмоциях и пособиях. Именно на мотивацию детей и направлена инновационная технология «марблс». Пособие яркое, что немаловажно для данного возраста, приятное на ощупь, оно вызывает у детей бурю положительных эмоций и восторга. Применение камушков марблс— это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Данная технология направлена на: — развитие начального математического представления (цветовосприятие, цветоразличение, понятия величины, количества, формы, ритма и т. д.); знакомство детей с классификацией предметов; — развитие мелкой моторики и координации рук; — формирование и закрепление правильного захвата камешка; — обогащение словаря; — развитие познавательной сферы; — развитие коммуникативности; — развитие усидчивости; — воспитание положительного эмоционального настроя; — развитие ориентировки на плоскости — развитие внимания и памяти. Камешки — интересный, доступный для сенсорного развития и к тому же многогранный материал для множества маленьких затей. Камешки марблс берут свое начало от развлечений древних римлян и греков. Они объединяют в себе морскую волну, звездную пыль, янтарь и каплю воды. Игра в марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Изделия в виде шариков были обнаружены в различных археологических зонах всего мира. марблс делались из кремня, камня и обожженной глины. Шарики из глины, предназначенные для игры, были найдены в пирамидах Египта и на местах древних городов Ацтеков. Идей достаточно много, как можно использовать с пользой: играть, творить, изучать математику, развивать восприятие, мелкую моторику и логическое мышление. Дети очень любят собирать различные камушки и играть с ними. Малышей привлекает все таинственное, а камни обладают какой-то неведомой энергетикой. Детям они приносят радость и положительно влияют на их всестороннее развитие. Игры с камнями оказывают положительное влияние и на психику детей. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность. Камни используются как стимулирующий материал для свободных ассоциаций детей. Использование метода активного воображения позволяет выявить возможные направления работы, прояснить запрос и в большинстве случаев решить проблемы. Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний. Занятия с камушками лучше проводить в малых группах (не больше 3–5 человек) или индивидуально. Наши малыши с большим удовольствием играют с камешками, не замечая, что идет процесс развития и обучения. Использование в работе с детьми разноцветных блестящих камешков — шариков успешно развивает фантазию и творчество воспитанников.