Светлана Пьяных
Создание систем услуг, обеспечивающих поддержку семейного воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатели и родители едины в совместном стремлении помочь каждому ребёнку сотворить образ своего «Я», то есть приобрести за время пребывания в детском саду необходимые личностные качества, сформировать в основной деятельности ребёнка те психологические новообразования. И первой инстанцией на пути ребёнка в жизнь является СЕМЬЯ.
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания.
Публикация «Создание систем услуг, обеспечивающих поддержку семейного воспитания дошкольников» размещена в разделах
Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляд на мир, их позиция, их поведенческие стереотипы.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Обновление системы дошкольного образования, процессы гумманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Разработанный федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, отвечает новым социальным запросам. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию Организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество Организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной Программы Организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». В статье 44 закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что родители получают юридическое право на то, чтобы познакомиться:
– с уставом, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации, учебно-программными материалами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
– с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями;
– с информацией о всех видах планируемых обследований ребёнка (психологических, психолого-педагогических) и принимать решение относительно участия ребёнка в таких обследованиях;
– с результатами проведённых обследований ребёнка.
Согласно выдвигаемым в этой статье закона требованиям, выдвинуты и обязанности родителей.
– обеспечить получение детьми общего образования;
– знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса и высказывать своё мнение относительно рекомендаций по организации обучения и воспитания детей;
– присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, при обсуждении результатов обследования и вынесении заключения;
– соблюдать правила внутреннего распорядка, требования локальных нормативных актов, предусмотренных образовательной организацией;
– уважать честь и достоинство детей и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность;
– участвовать в управлении организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.
В ФГОС отражена новая философия взаимодействия педагогов и родителей.
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в реализации ФГОС ДО возрастает. Задачи, стоящие сегодня перед системой образования, повышают ответственность родителей за результативность учебно-воспитательного процесса в каждом ДОУ, так как именно родительская общественность непосредственно заинтересована в повышении качества образования и развития своих детей. (ФГОС ДО ч. I п. 1.6 п. п. 9)
В соответствии с ФГОС детский сад обязан:
- информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
- обеспечить открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
- обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией.
Как уже было отмечено, главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Поэтому особо важным в настоящее время является реализация принципа открытости детского сада для родителей. Этот принцип предполагает, что:
родители могут иметь возможность свободно, по своему усмотрению,
в удобное для них время знакомиться с деятельностью малыша в детском саду,
стилем общения воспитателя с дошкольниками, включаясь в жизнь группы. В рамках закрытого детского сада перейти же к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно.
Вовлечение родителей в педагогический процесс учреждения называется «открытость детского сада внутрь». Сотрудничество ДОУ с социальными институтами, его открытость влияниям микросоциума, т. е. «открытость детского сада наружу», также является сегодня одним из направлений деятельности дошкольного учреждения.
К новым принципам взаимодействия относится и вариативность содержания, форм и методов образования родителей. Современный родитель нуждается в изучении, как новых тем, так и старых в новом звучании. Поэтому педагогам необходимо строить работу с родителями, используя разнообразные формы просвещения, формируя родителей как педагогов.
К новым подходам взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи относится формирование родительской компетентности.
Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным. Наш детский сад проводит планомерную целенаправленную работу с родителями, в которой решаются следующие приоритетные задачи:
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- объединение усилий для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Для решения поставленных задач и вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ намечена работа в трех направлениях:
1. Работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с новыми формами работы с родителями.
2. Повышение педагогической компетентности родителей.
3. Вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
В нашем ДОУ используются следующие формы взаимодействия с семьё й:
Информационно-аналитические
Работа с родителями в нашем детском саду планируется заранее, чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому мы начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Проводим анкетирование, личные беседы на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.
Познавательные формы
Для повышения педагогической культуры родителей используются познавательные формы взаимодействия с родителями:
Практикум
Круглый стол
Консультация
Мастер-класс
Общее родительское собрание
Групповое родительское собрание
День открытых дверей
Родительский тренинг
Педагогическая беседа
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми:
Праздники, утренники, мероприятия
Выставки работ родителей и детей
Совместные походы и экскурсии
Привлечение родителей к оформлению своей группы, оказание помощи в ремонте группы, участка
Наглядно-информационные формы решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективно увидеть деятельность воспитателя.
- практикум общения с родителями
- разрешение конфликтов
- проведение тренинга, мастер-класса по работе с родителями
- демонстрация видеофильмов, презентаций информационного и обучающего характера
Интернет-технологии позволяют широко использовать ее в работе: во время лекций, практических семинаров, при самоподготовке и самоконтроле. Они помогают при изучении какой-либо темы, при обмене опытом.
Технология проектирования: обеспечивает сотрудничество, сотворчество детей и взрослых способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию с использованием метода проектов в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях.
Темы проектов:«Психолого-педагогическая готовность детей к школьному обучению», «Этот День Победы!», «Математика в сказочных образах», «Городок Рассказово и др. Тема проекта определяется по инициативе детей (что они хотят узнать, что их интересует, или по инициативе воспитателя и родителей (что считают важным для развития ребёнка).
На практике мы убедилась, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.
Таким образом, детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей. Созданные системы услуг, обеспечивающие поддержку семейного воспитания дошкольников, инновационные формы работы с семьей способствовали повышению разъяснительной и просветительской деятельности в работе с родителями, ориентировали на сближение образовательных позиций и взглядов родительского коллектива и педагогов, установлению партнерских отношений с семьями воспитанников.
Удалось вовлечь родителей в образовательный процесс, результаты которого дали возможность воспитанникам значительно улучшить показатели освоения содержания и задач образовательных областей программы.
Наибольшая группа родителей стала активно сотрудничать с педагогами, включаться в различные формы совместной работы. Также важным показателем эффективности данной деятельности является повышение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и групп.