Екатерина Суворова
Особенности речевого развития у современных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует выявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности. Речевые умения выступают одним из критериев оценки результатов детской деятельности.
Темочки:
Проблема развития речи у современных детей день ото дня становится всё более актуальной. Почему? Основная причина этого - современные дети сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях И. Г. Песталоцци, Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последнего десятилетия ХХ века; нынешние дети растут в совершенно другом, в десятки и сотни раз более насыщенном информационном поле. Они, как губка, впитывают информацию, которую современный мир предоставляет с избытком. Вовсе не удивительно, что наши дети так не похожи на нас. Каков современный ребёнок? Сегодня этим вопросом всерьез озадачены учёные.
В 2020 г. прошёл Круглый стол, на котором педагоги московских дошкольных учреждений «нарисовали» портрет современного ребёнка исходя из собственных наблюдений. Из положительных характеристик: развитый, любознательный, умный, эрудированный, раскрепощенный, свободный. Из отрицательных: импульсивный, капризный, плаксивый, драчливый, агрессивный, педагогически запущенный, воспитываемый телевизором.
Давайте проанализируем сильные и слабые стороны социальной ситуации ребёнка, в которой протекает его речевое развитие.
Сильные стороны современного дошкольника. Родители и педагоги, работающие с дошкольниками, считают, что современные дети в своем развитии намного опережают своих сверстников прежних лет. Они легко управляются со сложными техническими устройствами, такими как компьютер, мобильный телефон, домашняя бытовая электроника. Дети располагают достаточно обширными знаниями о различных сторонах жизни взрослых, смотрят много теле- и видеофильмов, имеют опыт путешествий с родителями в другие города и страны, зачастую более богатый, нежели многие взрослые. Сегодня дети намного раньше, чем прежде, знакомятся с основами грамоты – чтением, письмом, счётом. Уже двухлетним малышам нетерпеливые родители покупают «Азбуку» и вешают на стену алфавит в картинках. Развивающие и полезные игры и игрушки есть в каждом доме, и, начиная примерно с 4-5 лет, детей начинают интенсивно готовить к школе. Большинство шестилетних детей знают буквы и цифры, умеют читать по слогам, могут писать печатными буквами и производить несложные вычисления.
Для сравнения: 40-50 лет назад большинство семилетних детей поступали в школу практически неграмотными, что, правда, не препятствовало успешному освоению ими учебной программы. Сегодня их внуки знают и легко делают то, что сами они освоили недавно и с большим трудом, например, навыки пользования электронной техникой. Разнообразные электронные устройства, в том числе и игрушки, окружают современных детей с самого рождения, и они начинают пользоваться ими так же легко и естественно, как нынешние взрослые учились в свое время пользоваться электроприборами. Своеобразный язык, на котором электроника «общается» с нами, труден для освоения только взрослым людям, а дети овладевают им органично, одновременно со всей лексикой современного им языка.
Наряду с сильными сторонами в развитии современных дошкольников отмечают и слабые. К ним они относят, прежде всего, физическое здоровье и развитие, слабость произвольной сферы, недостаточное развитие связной речи, неумение слушать и слышать другого человека, не только сверстника, но и взрослого. Воспитатели с большим стажем работы (свыше 30 лет) более скептично относятся к осведомленности современных детей : «Много знают, но не того, что нужно».
Психологические обследования старших дошкольников, будущих первоклассников, показывают, что сегодня к концу дошкольного возраста многие из них не достигают того уровня психологической и личностной зрелости, который необходим для успешного перехода на следующий – школьный – этап жизни. Так, познавательное развитие современных дошкольников заметно отличается от того, что рассматривалось в качестве возрастной нормы еще 15-20 лет назад. Нынешних дошкольников отличает слабость воображения, выраженная ориентация на наглядность воспринимаемой информации и, соответственно, недостаточная развитость слухового восприятия и понимания, более низкий уровень речевого развития, несовершенство коммуникативных умений и навыков, своеобразие эмоционально-нравственной сферы.
Сегодня практически всеми психологами и педагогами фиксируется значительное снижение игровой активности детей и более низкий уровень развития их игровой деятельности по сравнению с нормами второй половины ХХ века.
Одной из причин снижения роли сюжетной игры в жизни современных детей стало развитие игрушки, которая воплощает всё, что есть в реальной жизни, и все, что только выдумано людьми, но в реальности не существует. То, что не может быть воссоздано в предметной игрушке, легко имитируется компьютером: самолет, межпланетный корабль, даже древняя цивилизация.
Также наблюдается резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чём разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений.
Снизился уровень нравственного развития дошкольников : дети не всегда ясно понимают, «что такое хорошо, а что такое плохо»; старшие дошкольники хорошо знают разницу между плохим и хорошим, но не всегда считают нужным вести себя в соответствии с этим знанием; отмечается повышенная агрессивность современных детей, объясняя ее избыточным просмотром ими боевиков и приключенческих фильмов, увлечением агрессивными компьютерными играми. «Современные дети раскрепощены, они более агрессивны, не всегда им присуще сострадание. Сейчас дети живут в другом мире, чем тот, в котором росли мы. В этом мире другие законы, он по-другому устроен. Он даёт им многое из того, чего не было у нас, но этот мир и многое отнимает». Эти высказывания родителей старших дошкольников достаточно чётко отражают целевые установки современных родителей на нравственное развитие своих детей.
Педагогическая готовность к школе. Овладение навыками чтения, письма и счёта также относится к области приоритетных направлений развития детей дошкольного возраста. Сегодня практически все поступающие в школу дети умеют писать печатными буквами, а некоторые даже и курсивными. Что дает этот навык будущим школьникам? Облегчает ли он им освоение письма, способствует ли более быстрой выработке почерка? Имеют ли современные дети какие-либо преимущества перед своими дедушками и бабушками, поступавшими в школу в 40-50 гг. ХХ века совершенно неграмотными? Как ни удивительно, но у большинства сегодняшних первоклассников обнаруживается слабая готовность руки к письму.
Социальное взаимодействие. Доминирование компьютерных развивающих и обучающих программ в образовании современных дошкольников приводит к деформации опыта социального взаимодействия ребенка со взрослыми. Перед ребёнком не стоит задача вычленить проблему или трудность, с которой он сталкивается при выполнении данного задания, сформулировать свой вопрос к взрослому, услышать и понять объяснения. Методом проб и ошибок он ведёт молчаливый диалог с «умной» машиной, делая верные или неверные выводы относительно принимаемых решений.
Итак, 10 отличительных особенностей современного ребёнка :
1) В минимально короткий пятилетний период, с 2015 года начиная, резко снизилось когнитивное (cognitiо — «познание») развитие детей дошкольного возраста.
2) Снизилась энергичность детей, их желание активно действовать.
3) Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребёнка, а также его воли и произвольности.
4) Обследование познавательной сферы старших дошкольников выявило крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов.
5) Неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков.
6) Недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты.
7) Существенно (почти в 2 раза) увеличилось число детей 6, 7, 8, 9, 10 лет с нарушениями речевого развития (от 40 до 60% варьируясь в разных регионах).
8) Серьезную тревогу вызывает нежелание значительной части сегодняшних школьников учиться.
9) Обеднение и ограничение живого, тактильного общения детей, в том числе и детей подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности.
10) Всё больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности.
Именно поэтому в настоящее время в дошкольной педагогике всё чаще встречаются проблемы развития речи у современных детей.
Слайд 11
Каково же состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе? В целом уровень речевого развития современных детей-дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный.
Интересно, что всего лишь тридцать лет назад в разных книгах, в которых можно было прочитать о том, как должен развиваться ребёнок, было написано, что к году малыш может и должен говорить 15-20 осмысленных слов, а в полтора года у него должен быть уже очень большой словарный запас, да еще и он уже должен говорить предложениями. Если мы откроем книги по развитию речи, написанные в советское время, то узнаем, что ребёнок в первый год жизни должен говорить 10-12 слов, в два года – 200-300 слов, соединяя их во фразы, состоящие из 2-3 слов. А в три года малыш уже говорит 800-1000 слов. Речь становится полноценной, фразы удлиняются и усложняются.
Но сегодня в XXI веке, большинство современных мам, увидев эти цифры, просто смеются, настолько они нереальны для их малышей. Самое интересное, что не важно, в какой точке мира эти малыши живут. Но тогда в чем причина? Современные дети начинают говорить значительно позже своих сверстников 10–20-летней давности. Срок речевого старта сдвинулся от полутора лет к двум с половиной, а у мальчиков даже к трём. Психологи, педагоги, логопеды, педиатры отмечают стабильно высокий уровень темповых задержек речевого развития у детей от 1 года до 5 лет, причём проблема современного дошкольника в том, что он имеет не отдельное нарушение структурного компонента речи (например, звукопроизношения, а
Если в середине 70-х годов ХХ века дефицит речи наблюдался только у 4% детей среднего дошкольного возраста, то сегодня специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Большинство детей 5 лет нуждаются в помощи логопеда. Современный ребенок-дошкольник говорит много (если говорит, но плохо. Педагоги бьют тревогу. Самые низкие показатели выполнения программы обучения и воспитания чаще всего относятся к разделу «Развитие речи». Страдает не только раздел «Связная речь», но и «Словарь».
На сегодняшний день чаще всего бывает, что малыш хорошо понимает то, что ему говорят взрослые (в 2 года может выполнить просьбу «Принеси мне мишку», в 3 года — «Посади куклу на стул», активно пользуется другими способами общения — мимикой, жестами, но связная фразовая речь запаздывает. Специалисты называют это темповой задержкой речи. Начав говорить, такие дети очень быстро нагоняют своих сверстников. Обычно речевой взрыв происходит летом, во время поездки на море или на дачу, когда организм ребенка крепнет, сам он получает много новых впечатлений.
Слайд 14
Понятно, что если с рождения малыш находится в среде, где есть два или три языка, то, возможно, что у него будет некоторое отставание от того ребёнка, которой находится в одноязычной среде. Но и у одноязычного ребёнка все чаще плохо либо несвоевременно развивается речь. Может быть, виноваты памперсы? Или гаджеты (смартфоны, компьютеры и т. д.? Точного ответа учёные ещё не нашли. Но вывод из этого можно сделать только один: если раньше, примерно 30– 50 лет назад, большинство матерей даже не задумывались о специальных занятиях по развитию речи, начиная с самого маленького возраста, то сегодня эти занятия жизненно необходимы современным малышам.
Сейчас нормы совершенно другие. И сейчас годовалых детей, говорящих 15-20 осмысленных слов, практически не найти. Почему? Что случилось? Почему не только современные годовалые, но даже трёхлетки еле-еле говорят? Что является причиной того, что дети плохо говорят?
Обследование речи дошкольников специалистами в разных регионах страны показало, что у значительного количества детей зафиксированы различные речевые дефекты. Системное недоразвитие речи современных детей характеризуется нарушениями звукопроизношения, недоразвитием фонематического анализа, аграмматизмами, нарушениями сложных форм словообразования, недостаточной сформированностью связной речи, трудностями понимания логико-грамматических конструкций, выраженной дислексией и дисграфией. Не говорящий двухлетний ребёнок, который приходит в детский сад уже не удивляет воспитателей.
Речевая запущенность ярко проявляется при поступлении детей в школу. Здесь выявляются серьёзные речевые проблемы, которые тормозят процесс обучения, являются причинами дисграфии и дислексии. Исправить многие дефекты в речи детей начальной школы очень сложно, а иногда невозможно.
Причины, факторы, влияющие на процессы развития речи ребёнка в современном мире.
Все эти причины тесно связаны между собой.
1. Причины, связанные со здоровьем детей. Современное поколение отличается слабым здоровьем. Большинство детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, относятся ко 2-й группе здоровья. Детей 1-й группы здоровья в детских садах крайне мало.
С точки зрения развития речи вызывает интерес процесс развития головного мозга. И это – не случайно, так как головной мозг – центральный орган речевой функции. Становление речевых центров в коре головного мозга напрямую зависит от его физиологического состояния и динамики развития.
По данным ведущего невропатолога России, доктора медицинских наук И. С. Скворцова, в настоящее время примерно у 80% новорожденных выявляются различные поражения головного мозга. Речевые центры – самое позднее образование мозга человека (с точки зрения эволюции головного мозга, а значит они – самые «юные». Это делает их наиболее уязвимыми по сравнению с другими центрами. И при малейших неблагоприятных условиях развития организма речевые центры одни из первых дают сбой. Именно поэтому речь ребёнка – это своеобразная «лакмусовая» бумажка, демонстрирующая общий уровень развития ребёнка.
2. Педагогические причины. Данная группа причин достаточно объёмна.
Во-первых, это поздняя диагностика речевого развития детей. Как правило, логопеды внимательно изучают речь ребёнка только в пять лет. Этому есть своё объяснение. Именно к пяти годам происходит становление речи, которое означает, что ребенок правильно произносит все звуки родного языка, владеет значительным словарным запасом, освоил основы грамматического строя речи, владеет начальными формами связной речи (диалогом и монологом, позволяющими ему свободно вступать в контакт с людьми. Сегодня уже очевидно, что к пяти годам большинство детей не имеют речевой нормы.
Во-вторых, это используемые в практике методы и приёмы педагогического воздействия на процесс становления речи дошкольника. Анализ основных методик позволяет сделать вывод о том, что они разработаны исходя из речевой нормы. Но педагоги работают с реальными детьми, речь которых имеет свои индивидуальные особенности и темп развития.
В-третьих, особенностью современной ситуации является более раннее (примерно четырёх- пяти лет) овладение детьми такой формой письменной речи, как чтение. При этом часто речевое развитие подменяется прямым, специальным обучением чтению, а задачи формирования устной речи уходят из-под контроля и внимания взрослых. Письменная речь в этом случае ложиться на неподготовленную речевую почву и в последующем часто приводит к расстройствам чтения и письма (дислексии и дисграфии).
Отсюда вывод: хорошо подготовить ребёнка к школе, заложить прочный фундамент обучения грамоте можно только в процессе серьёзной работы по развитию устной речи дошкольника.
3. Социальные причины связаны с отношениями к проблемам развития речи и родного языка в обществе и семье. Повышенная занятость родителей на работе – это одна из особенностей воспитания современных детей. Надо честно признаться, что в нашем обществе растёт равнодушие родителей к общению со своим ребёнком. Наблюдения и опросы родителей показали, что большинство из них плохо представляют, чем можно и нужно заниматься со своим ребёнком, в какие игры играют их дети, о чём они думают, как воспринимают окружающие мир. При этом все родители считают, что своих детей нужно как можно раньше приобщать к достижениям технического прогресса. Часто вместо того, чтобы пообщаться с ребёнком мамы просто сажают своего ребёнка перед телевизором, а сами активно общаются с подругами по телефону. Воспитатели и логопеды могут обеспечить развитие технической стороны речи («поставить звуки», сформировать интонационные навыки, но главная ответственность по формированию речи лежит на родителях.
Лишь немногие родители знают о том, что учёными и многочисленными жизненными фактами доказано, что развитие маленького ребёнка, становление его внутреннего мира происходит только в совместной со взрослыми деятельности. Именно близкий взрослый человек вступает с малышом в диалог, именно с ним ребёнок открывает и познаёт мир, именно при поддержке и помощи взрослого малыш начинает себя пробовать в разных видах деятельности и чувствовать свои интересы и возможности. И ни одно техническое средство, ни одно СМИ не способно заменить живого человека.
Слайд 20
Таким образом, в современном мире хотя и заложены огромные резервы для развития каждого ребёнка и становления его личности, но в последнее время они не всегда правильно используются. Реализовывать эти резервы необходимо в специфических формах деятельности, которые в наибольшей мере соответствуют потребностям и возможностям современного ребёнка. Это разные виды игр, конструирование, изобразительная деятельность, общение со взрослыми и сверстниками и т. д.
Просмотр видеоролика «Какие они современные дети?»
В заключении своего выступления хочется сказать - главное, что должны понять взрослые: невозможно в воспитании современного ребёнка применять подходы и методы, бывшие актуальными 20, 30, 40 и 50 лет назад. Каждое новое поколение уникально, и каждый конкретный ребёнок неповторим. Так что залогом успеха родителей будет индивидуальный подход, внимательное отношение к ребенку и позитивный настрой.
Спасибо за внимание.