Любовь Николаевна Зорина
Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Специфика актуальных форм диалога взрослых в дошкольном образовании предопределена целью дошкольного воспитания.
Многочисленные исследования убедительно показывают, что семья и детский сад-два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. К признакам такого сотрудничества, как отмечает Е. Коротаева, относятся:
• соприсутствие участников деятельности во времени и в пространстве;
• наличие единой цели, общей для всех участников мотивации;
Публикация «Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями» размещена в разделах
• разделение процесса деятельности между участниками;
• совмещение прав и обязанностей родителей и педагогов в
совместной деятельности с единой целью - созданием оптимальных
условий для развития и воспитания ребёнка;
• получение единого конечного результата - формирования
функционально грамотной, гармоничной личности дошкольника и др.
Взаимодействие педагогов и родителей самым непосредственным образом связано с понятием диалога. Диалог воспитателя с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои специфические черты: постоянный и непосредственный контакт участников педагогического процесса, и индивидуальный подход к решению ежедневно возникающих вопросов различного характера.
Диалог воспитателя с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои специфические черты: постоянный и непосредственный контакт участников педагогического процесса, индивидуальный подход к решению ежедневных возникающих вопросов различного характера для создания благоприятных условий для развития ребёнка, наличие каждодневной «обратной связи».
Обратная связь - это получение информации о партнёре для коррекции собственного поведения в процессе общения, которая состоит из сознательного контроля коммуникативных действий; оценки реакций партнёра и изменения собственного поведения; умения видеть себя со стороны. В условиях дошкольного образовательного учреждения ярко проявляются следующие характеристики диалога взрослых:
• ситуативность (участники лишь намечают общую стратегию,
коммуникативную цель будущего разговора: обсудить что-то,
проинформировать и т. п.);
• непроизвольность (нередко случайно возникшая мысль тут же
высказывается в разговоре) и реактивность (речевые действия
коммуникантов оказываются прямой и незамедлительной реакцией
на высказывание партнёра по общению);
• дискурсивность (участники диалога знают, о чём идёт речь, но
предмет разговора не всегда понятен постороннему);
• непредсказуемость речевого поведения общающихся, так как в ходе
разговора могут возникнуть как положительные, так и отрицательные
реакции собеседников.
Диалогическое взаимодействие воспитателя и родителя в условиях ДОУ представляет собой:
• диалогическую ситуацию, включающую диалогическую позицию
педагога и диалогическую позицию родителя;
• непосредственный вербальный контакт, единицей которого являются
диалогические высказывания;
• последствия диалога - продолжение действия импульса, заданного
диалогом.
Для диалога как коммуникативно-функциональной системы исходным фактором выступает результат, имеющий межличностный характер. Результат общения - складывающиеся отношения с другими людьми. Результатом взаимодействия педагога и родителя можно считать создание оптимальных условий для развития ребёнка в детском саду и дома, обеспечение тесной взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи, которая реализуется через речевую деятельность всех участников педагогического процесса-детей, родителей и педагогов.
В процессе взаимодействия воспитателя и родителя в условиях Д/с присутствуют сущностные признаки диалога/ к которым относятся:
» эмпатийность, т. е. способность сопереживать, чувствовать, понимать
собеседника, мир его ценностей; «толерантность, т. е. приятие других культур - осознание права другого
«иметь право»;
* конгруэнтность, основу которой, по К. Роджерсу, составляет умение
настроиться на актуальное состояние собеседника, положительное
отношение к нему;
* конструктивность, или позитивный опыт преодоления противоречий,
умение разрешать возникающие разногласия, переориентируя
разрушительную энергию в созидательную;
* рефлексивность, т. е. опыт самоанализа и анализа процесса
взаимоотражения личностей и контактов, окружающих личность.
Под профессионально значимым типом высказывания педагога ДОУ мы понимаем эллиптическое (реже монологическое) высказывание, обладающие смысловой целостностью, подчинённое условиям конкретной ситуации и реализующее эффективное взаимодействие участников общения. У педагогов и родителей единые задачи : сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Поэтому современный воспитатель должен быть не только профессионально компетентным, но и способным показать родителям, что он видит в них партнёров, единомышленников, что у них общая цель -успешное развитие ребёнка.
Безусловно, диалог в педагогической практике - дело весьма сложное, требующее не рецептурного воспроизведения тех или иных приёмов, а мастерского владения ситуацией. Отсутствие взаимопонимания во многом определяется коммуникативной установкой партнёров по общению, зависящей от их характера, способностей, которые организованы определённым образом.
Коммуникативная установка - интеллектуальная предрасположенность, настроенность на определенное понимание, отношение к людям, предметам, событиям, с которой индивид вступает в коммуникацию. Главная задача взаимодействия педагогов с родителями - установление партнёрских отношений, которые позволяют объединить усилия для воспитания и развития детей, создать атмосферу общности интересов.
Оптимальное общение - это такое взаимодействие, которое создаёт наилучшие условия для выработки и реализации не противоречащих друг другу коммуникативных целей всех партнёров по общению, для создания благоприятного эмоционального климата вследствие преодоления различного рода барьеров, а также для максимального раскрытия личности каждого. Столкновение противоположно направленных целей, интересов, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия определяется понятием «конфликт».
Деструктивный конфликт - это конфликт, не приводящий к оптимальному результату. Оппоненты не желают слушать мнение друг друга и упорно стремятся настоять на своей точке зрения, тем самым подавляя желания партнёра.
Конструктивный конфликт-это конфликт, приводящий к решению проблемы инцидента. Инцидент-действия или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующих резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними. Возникновение конфликтной ситуации в диалоге с родителями наиболее ярко иллюстрирует особенности речевого поведения педагога детского сада. Томас Килменн выделяет пять стилей поведения в конфликте :
• конкуренция («я активно отстаиваю собственную позицию»);
• уклонение («я стараюсь уклониться от участия в конфликте»);
» приспособление («я стараюсь выработать решение, удовлетворяющее обе стороны»);
• сотрудничество («я ищу решение, основанное на взаимных
интересах»);
• соперничество (конфронтация) («я, и только я, прав в этой ситуации»).
• Обозначенные стили поведения коммуникантов в конфликтной ситуации напрямую связаны со стилями педагогического общения :
• • авторитарным, при котором позиция в общении - «сверху»;
• • демократическим, т. е. «на равных»;
» либеральным, позиция «снизу»;
• • игнорирующим, позиция «неучастия».
• Речевое поведение педагога - определённый стиль общения с участниками педагогического процесса, коммуникативная стратегия и тактика. Доминирующей установкой в речевом поведении педагога по отношению к участникам общения должна быть способность к кооперации. Рассматривая различные классификации типов языковой личности, мы берём за основу классификацию предложенную К. Ф. Седовым, который выделяет конфликтный, центрированный и кооперативный типы языковой личности. Конфликтный тип - демонстрирует установку на себя и одновременно против партнёра по коммуникации; центрированный тип характеризуется установкой на себя при игнорировании партнёра по коммуникации, а кооперативный тип в качестве доминирующей установки общения демонстрирует установку на партнёра по коммуникации. Характеристики каждого типа языковой личности основаны на особенностях речевого поведения участника общения в трёх аспектах : перцептивном, поведенческом, рефлексивном. Профессиональная речевая личность педагога способна овладеть коммуникативными формами речевого поведения, помогающими успешному профессиональному общению, и конструктивными способами построения социально-коммуникативного взаимодействия с родителями воспитанников.