Наталья Николаева
Особенности развития внимания, памяти и мышления у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Помимо нарушений речевого характера, у детей с ФФН могут наблюдаться некоторые особенности в протекании высших психических функций:
— внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное слуховое внимание;
— объем слуховой памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;
Публикация «Особенности развития внимания, памяти и мышления у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
— отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала. Уровень развития словесно-логического мышления может быть несколько снижен;
— возможны затруднения в запоминании инструкций взрослого, особенно двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения.
Поэтому рекомендуется с такими детьми больше использовать игры и упражнения по развитию слухового внимания, слуховой памяти, мыслительных операций, словесно-логического мышления.
Внимание и память – процессы, теснейшим образом связанные с речью. Если у ребёнка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объёме, нарушение слухового внимания может быть одной из причин возникновения общего недоразвития речи, фонетико-фонематического недоразвития. Развивающие игры и упражнения для внимания и памяти положительно сказываются на коррекции речевого недоразвития.
В процессе развития ребенок осваивает четыре последовательные ступени памяти : моторную (память-привычку, аффективную, образную и вербальную (речевую). При этом каждый из этих видов памяти не заменяет, а дополняет другие, увеличивая возможности хранения и воспроизведения информации. Наиболее специфична, а также значима для развития речи слуховая память.
Внимание — это главное условие осуществления познавательных процессов. Оно, не являясь самостоятельным процессом, составляет неотъемлемую часть, свойство различных видов деятельности, в том числе познавательной. Внимание не имеет своего, отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой, в том числе и речевой, деятельности. У детей с нарушениями речи значительно снижены, по сравнению с их сверстниками без нарушений речи, различные стороны внимания : концентрация, переключение, распределение, объем и устойчивость. Особенно снижено слуховое внимание.
Словесно-логическое мышление – одно из трёх видов мышления – характеризуется использованием суждений и умозаключений (два других – наглядно-действенное и наглядно-образное – осуществляются, соответственно, посредствам действий и образов). Оно невозможно без речи и в то же время является одной из её функций. Иными словами, речь и мышление тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга.
Для развития внимания, памяти и мышления мы рекомендуем использовать игры и упражнения, представленные вашему вниманию ниже.