Сторожева Ольга
Особенности развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческой активности детей дошкольного возраста предполагает проявление индивидуальности, достигаемое при осуществлении активной и самостоятельной преобразовательной деятельности. Учитывая, что основной целью воспитания в современных условиях поступают формирования нового поколения, способного к продуктивной деятельности, то необходимо говорить о развитии человека и инициативного, творческого, изобретательного, способного создавать что-то новое. Соответственно, творческая активность детей дошкольного возраста, как сложная характеристика их личности, позволяет определить личностные образования, такие как способности, ценностные ориентации, потребности и др.
Темочки:
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция октябрь 2020
В работах Н. Я. Брюсова, Е. Т. Трутнева, С. Т. Шацкого и других отмечается, что детьми дошкольного возраста достаточно остро ощущается потребность в переживаниях, а также в выражение своих впечатлений на этой основе. В работе Е. И. Игнатьева отмечено, что, как правило, в исследованиях детского художественного творчества рассматривается результат проявления творческой активности детей в художественной изобразительной деятельности, тогда как процесс создания изображения остается без внимания.
Говоря об особенностях развития творческой активности у детей дошкольного возраста, Д. Б. Эльконин отметил, что для ребёнка с самого раннего возраста творческая активность является средством познания цвета, формы, величины предметов и других их свойств, способствуя развитию мышления и восприятия. Между тем, А. М. Касимовой отмечается, что развитие творческой активности детей дошкольного возраста не происходит само по себе, на него влияет правильное педагогическое руководство.
А. М. Касимова отмечает, что развитие творческой активности детей дошкольного возраста связанно с их жизнедеятельностью, с осознанием фактов воспитательного воздействия. Стремление ребенка дошкольного возраста самостоятельно найти пути решения задачи, проявить познавательный интерес, создать что-то являются условиями развития творческой активности. В свою очередь, стимулирование этой активности заставляет педагога создавать условия обучения, которые вызовут у ребенка интерес к нему, сформируют потребность в знаниях и условиях сознательное их усвоения.
Эмоционально-волевой компонент творческой активности обуславливает развитие эмоциональности у детей, развитие волевых усилий, необходимых для творческой деятельности. Дети старшего дошкольного возраста отличается высоким уровнем эмоциональности, в свою очередь, эмоции приводят в движение воображение, определяющее выразительность творчества. Воображения активизирует зрительно-образное восприятие действительности, позволяет воспроизводить в памяти образы предметов.
Существует множество путей и направлений, способствующих развитию творческой активности детей дошкольного возраста. Это может быть работа с разнообразными материалами – тканью, бумагой, бросовым материалом, природным материалом и др.
В. П. Корнеева обобщает опыт развития творческой активности детей дошкольного возраста в процессе ручного труда, подчеркивает, что это процесс не спонтанный, а последовательный и планомерный, результат взаимодействия ребенка с окружающей его действительностью. В целях развития творческой активности дошкольников необходимо осуществлять развитие всех компонентов детского творчества, а именно: самостоятельности, активности, инициативности, воображения. Кроме того, должны быть созданы условия для реализации детского творчества, а само творчество – поддерживаться и поощряется. Развитие творческой активности детей дошкольного возраста осуществляется в практической деятельности : это могут быть занятия ручным трудом, изготовление поделок, игрушек – всего того, что соответствует потребностям и интересам детей.
Методы развития творческой активности у детей :
- метод образного сравнения (аналогии) – сложный процесс, явление, предмет сравниваются с простым и понятным;
- метод «мозгового штурма», т. е. коллективного решения проблемы с максимально возможным выдвижением самых разных идей;
- метод комбинационного анализа – построен на сочетании двух рядов фактов: признаков объектов или самих объектов.
Приемы развития творческой активности у детей :
- создание ситуации, в которой необходимо обосновать свое мнение, использовать знания и опыт;
- создание ситуации, в которой ребёнок задаёт вопросы, пытается глубже осмыслить предмет творчества;
- оказание помощи другим детям в случае затруднений;
- побуждение ребёнка к поиску новых способов решения поставленных задач;
- создание ситуации выбора, стимулирующие поиска, творчества;
- создание ситуации обмена информацией между детьми;
- создания ситуации анализа собственных мыслей и действия, практических действий.
Формы развития творческой активности у детей :
- рисование,
- лепка,
- аппликация,
- разного вида игры (дидактические, сюжетно-ролевые);
- игры со словами,
- разыгрывание сценок, инсценировка;
- работа с природным материалом и др.
Дети с высоким уровнем развития творческой активности легко выполняют задания на определение признаков предметов, явлений, поиск способов классификации, вариантов получения результата, постановку проблемы, выдвижение идей, ассоциаций, изменения в совершенствовании предмета, нахождение способа его использования. Творчество детей самобытно, оригинально, в работе ребёнок придерживается индивидуального стиля и темпа, умеет достигать поставленные цели, в помощи педагога не нуждается. Ребёнок находится в поиске возможности выхода творческой энергии, получает удовлетворение от процесса творчества, больше чем от его результата.