Любовь
Особенности развития технических умений в лепке у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Детское творчество с раннего возраста развивает композиционное мышление, формирует потребность образного представления и умения передавать свои чувства, эмоции, ощущения. Большое значение в изобразительной деятельности имеет освоение техническими умениями и
навыками, которые играют важную роль во всестороннем развитии ребенка.
Несмотря на то, что техническое исполнение не является главным, тем не менее, овладение правильной и разнообразной техникой необходимо.
Публикация «Особенности развития технических умений в лепке у детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 4-5 лет
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
На 5-м году жизни должны быть сформированы технические умения в лепке, проявляющиеся в применении различных способов создания лепного изделия:
1) Конструктивный способ. При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано – уже в 2–3 года – и часто сами «открывают» его для себя. Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты:
– объединение одинаковых форм (бусы, заборчик, колодец, сосиски);
– объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка, башенка, маяк, неваляшка);
– объединение различных форм (грибок, бабочка, птичка).
2) Скульптурный способ. Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина или глины, хорошо разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задуман какой-то интересный образ или хочется вылепить пришельца из
космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т. д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не
отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши). Он моделирует форму разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т. д. там, где нужно, – сверху, по бокам, снизу.
3) Комбинированный способ. Этот способ объединяет два способа :
конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.
Однако ребенку трудно самостоятельно вылепить предмет из целого куска, так как в процессе изображения предметов дети идут от анализа, перечисления частей предмета к их несложному объединению в каком–то конкретном образе. Соединение показа со словом способствует более осознанному усвоению навыков и умений. Важно позаботится не только о том, чтобы слова, употребляемые в объяснении, были знакомы, понятны детям, но и о том, чтобы они вызывали те образы, которые детям предстоит передать в лепке.
Элементы творческого воображения проявляются на занятиях лепкой, если перед детьми раскрывается возможность самостоятельно планировать свою деятельность и отбирать приемы как изобразительного, так и технического порядка. Творческое воображение ребенка проявляется обычно в придумывании для изображаемых героев новых деталей одежды или добавлении таких предметов, как корзинка, палка, лопата и др., а также в
решении различных композиций.
Еще одной чертой лепки является ее тесная связь с игрой. Именно в игре ребенок, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поисковые действия, мыслить и творить.
Объемность выполненной фигуры стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками. Занятия по лепке тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами.
Лепка на 5-м году жизни должно включать деятельность по лепке на основе сходства его изделия с каким-либо предметом. В результате показа и обучения детей правильно использовать материал и создавать из пластилина, гипса, глины или теста что-нибудь определенное, – дети начинают сами ставить цель и действовать по заранее намеченному плану.
Ребенок не всегда может заранее представить, как у него будет выглядеть образ, который он вылепит, если раньше он никогда его не делал.
Важно научить его обдумывать, а не удовлетворяться любым, иногда случайным решением задачи. Поэтому, в процессе лепки неизбежны пробы : ребенок уточняет образ, непосредственно оперируя материалом
Образы, создаваемые детьми 4-5 лет (особенно в начале года, мало отличаются от тех, что делают дети во второй младшей группе.
Формы, которые лепят дети, продолжают оставаться неопределенными, на занятиях по замыслу темы неустойчивы, хотя уже более осмысленны.
Неустойчивость задуманных тем можно объяснить особенностями мышления ребенка; кроме того, дети часто не знают, как изобразить задуманное, так как забывают способы лепки, а поэтому легко меняют тему на другую, более знакомую по предшествующим занятиям.
Дети в этом возрасте уже владеют основными формами, что дает им возможность изображать большой круг предметов не только по заданию воспитателя, но и по собственному замыслу.
Дети в этом возрасте могут лепить на различные темы, но чаще всего это лепка объектов окружающей их действительности. Как можно чаще воспитатель старается обращаться к опыту детей, показывая им новые приемы лепки и средства, которые нужны для создания образа. Воспитатель может показать несколько вылепленные фигурок птиц или других предметов в разных положениях. Детям необходимо видеть, как меняется положение частей в зависимости от действия или состояния предмета. Работа над образом связана с тем, насколько хорошо детям объясняют его содержание.
Подобная методика лепки в средней группе учит ребят быть активными во время объяснения: слушать воспитателя, отвечать на его вопросы, самостоятельно выбирать тему для лепки. Таким образом, в данных заданиях есть моменты и обучающего, и творческого характера. Они заставляют детей думать и решать, какой предмет они будут изображать и как.
Накопление умений в лепке открывает большие возможности для проявления детской самостоятельности во время занятий по замыслу, характер которых несколько меняется к середине года.
Если с детьми ведется систематическая работа по формированию зрительных образов и обучению способам лепки, то ребята начинают свободнее пользоваться приемами изображения, создают уже небольшие композиции.
Таким образом, именно лепка объектов окружающего мира позволяет ставить новые задачи, связанные с обучением элементам творческих действий, а именно: добиваться от детей большей самостоятельности в использовании приемов лепки, а также их комбинирования и большей активности во время
объяснения и во время изображения предмета.