Виктория Бугуева
Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста
• Речь– одна из основных линий развития ребенка.
Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно в процессе роста и развития человека.
• Звукопроизношение
В 5 лет некоторые дети еще могут испытывать сложности в произношении
сонорных звуков [л], [р],
Публикация «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
шипящих звуков [ш], [ж], [ч], [щ],
трудности употребления проявляются в замене звуков [р] на [л]; [ш] на [с] и др.,
нестойкости употребления (жук жуззит).
• Артикуляционная гимнастика -это комплекс специальных упражнений, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность.
«УЛЫБОЧКА» - по подражанию ребенок широко улыбается в ответ, если не получается растянуть пальцами губы
«Трубочка» - вытянуть вперед губы, если не получается у ребенка помочь ему сжав щечки с обеих сторон «Индюк» – высовывать язык и шлепать им по верхней губе
«Качели» - перемещать язык то к нижней, то к верхней губе
«Часики» - перемещать язык от одного края рта к другому
• Развитие фонематического слуха — важнейший момент в подготовке ребенка к школе
Уровень развития речевого слуха ребенка в 5 лет позволяет ему:
контролировать правильность собственной речи и речи окружающих в произношении звуков и слов;
усваивать правила ударения в соответствии с традициями родного языка; выделять первую фонему (звук) в слове;
находить в слове место определенного звука;
определять последовательность звуков в односложных словах (например, сок) ;
овладеть делением слова на слоги.
• Речевое дыхание
У детей 5 лет продолжает формироваться правильное речевое дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Дыхательная струя становится длиннее, что позволяет ребенку произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 5-6 слов. В противном случае может возникнуть физиологическое заикание, когда ребенку при нехватке воздуха приходится прерываться посредине слова. Так появляются речевые запинки, которые могут перейти в привычку.
• Словарь
В возрасте 5-6 лет словарь детей активно пополняется новыми словами. Это связано с интенсивным расширением представлений об окружающем мире. В целом к концу шестого года жизни словарь детей достигает 3000-5000 слов.
• Грамматический строй речи.
Дети 5-6 лет достаточно хорошо:
образуют множественное число существительных (кукла – куклы)
изменяют слова с помощью уменьшительноласкательных суффиксов (кукла – куколка)
накапливается «математический» словарь, что заставляет детей согласовывать числительные с существительными, и они успешно справляются с этой задачей (одна кукла, две куклы)
уверенно согласуют притяжательные местоимения мой, моя, моё, мои с существительными (моя кукла, мой мяч).
• Связная речь. Ребенок 5-6 лет четко и полно отвечает на вопросы взрослого, может пересказать сказку, составить небольшой рассказ.