Валентина Фатеева
Особенности развития правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) «Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС ДО включает : владение речью, как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» .
Публикация «Особенности развития правильного звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста с учетом требований ФГОС ДО» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 3-4 лет
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» октябрь 2021
Все дети имеют разный темп развития звукопроизношения, соответственно, различный уровень речевого развития. Развитие речи ребенка зависит от многих факторов: социальная среда, пол ребенка (принято считать, что мальчики начинают говорить гораздо позже девочек, психологический контакт с матерью, физиологическое развитие, функционирование головного мозга и т. д. В младшем дошкольном возрасте возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи.
В соответствии с ФГОС ДО можно выделить следующие социально-нормативные возрастные характеристики некоторых возможных достижений ребенка младшего возраста :
- ребенок эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами,
- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;
- знает названия окружающих предметов и игрушек;
- стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку;
- эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего, это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти. Второй причиной, является недостаточная сформированность речевого, или фонематического, слуха, т. е. способности воспринимать на слух и точно дифференцировать все звуки речи (фонемы).
Поэтому к началу дошкольного возраста, хотя ребенок уже в значительной степени овладевает речью, она еще недостаточно ясна и чиста по звучанию.
Понятно, что дети отличаются друг от друга как по степени развития фонематического восприятия, так и по развитию моторики речевого аппарата. Некоторым детям легко даются артикуляционные движения, и они с одного показа и объяснения могут усвоить произношение прежде недоступного для них звука. Другие плохо владеют своими речевыми органами, и нужна длительная тренировка для того, чтобы ребенок смог выполнить необходимое артикуляционное движение.
Большинство согласных звуков дошкольники произносят при широко распластанном языке, при этом выдох производится через рот по средней линии языка. Неправильное положение языка изменяет направление выдыхаемой воздушной струи и приводит к искаженному произношению звуков.
У трехлетнего ребенка речь однотипна. В этом возрасте дети легко воспринимают простые предложения. У них проявляется особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов и их происхождение, а также активно придумывают свои слова, например, «дыракан» вместо «таракан». Ребенка увлекает звуковое оформление слова, он делает попытки исправлять неправильно говорящих сверстников, хотя сам еще не может определить, какой именно звук произнесен неверно. В три года у него усиливается внимание к произносительной стороне речи. Это очень влияет на формирование произносительных навыков. Важно следить за внятностью детской речи, ее темпом и громкостью. Следует также уделять особое внимание ребенка четкому звукопроизношению, темпу его речи, необходимой высоте и адекватной силе голоса. Нежелательно грубо поправлять детей, делать негативные или насмешливые замечания, так в случае ошибок похвала действует эффективнее, а также последующий повтор произнесенного еще раз (погромче, не торопясь и т. д.). Идеальным вариантом для подражания будет являться четкая, слегка замедленная речь педагога. Стимулировать развитие речевого дыхания можно с помощью упражнений на различных занятиях (во время физкультминуток) и на артикуляционной гимнастике. Ребенку можно предложить дунуть на кусочек ваты: «полетали снежинки» и пр. При этом важно следить, чтобы ребенок сделал достаточно плавный и продолжительный выдох (через рот). Также возможно предложить более трудные задания: сказать на одном выдохе звукоподражание, которое имеет различную ритмическую структуру: «а-а-а, бу-бу, и-го-го, а-у-у-у».
В этот же период ребенок начинает овладевать произношением сложных для него звуков – свистящих [с], [з], [с’], [з’], [ц], шипящих [ш], [х’], [х], [ч’], [щ], сонорных [л], [л’], [р] [р’], но нечасто произносит их без ошибок в составе слова. Даже произнесение звуков, освоенных раньше, характеризуется неустойчивостью. Следовательно, навыки произношения необходимо развивать не только на отдельных звуках, но и в составе слогов, слов. Подобные упражнения важны для отработки звукоподражания различной сложности – из одного продолжительного звука : «а-а-а», «у-у-у» и пр., из одинаковых слогов: «би-би», «бе-бе», «бай-бай» и пр. ; из разных слогов: «а-у», «и-го-го», «тик-так».
С помощью игровых приемов, необходимо концентрировать внимание ребенка на особом звучании звукоподражаний, произнося их с разнообразной степенью громкостью «самолет летит высоко, его едва слышно, паровоз подошел близко, гудит громко», в разном темпе «медвежонок бежит быстро, а мама-медведица идет не спеша», с разной высотой голоса (цыплята пищат «пи-пи-пи», а курица зовет их к себе – «ко-ко-ко»). Обращая внимание детей на то, как по-разному звучат звукоподражания («животные говорят по-разному: корова мычит «му-му», кошка мяукает мяу-мяу», необходимо отслеживать, чтобы ребенок четко артикулировал все звуки, а также воспроизводил нужную интонацию, ритм речи.
Формирование звуковой формы взаимосвязано с лексикой и грамматикой. Ребенок к 3-м годам практически усваивает свой родной язык. Для четвертого года жизни характерны новые достижения в развитии речи ребенка : высказывание простейших суждений о предметах и явлениях окружающей его действительности; увеличение активного словаря; улучшение звукового оформления слов; появление развернутых становятся фраз. Наиболее типичными ошибками в речи детей этого возраста являются пропуск и замена звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов – «тамва», вместо трамвай», неправильное ударение).
Детский психолог М. И. Лисина утверждает, что, что к концу четвертого года жизни словарный запас увеличивается до 1500-2000 слов. Осваивая новые слова, ребенок начинает осознавать их звуковую сторону, устанавливает взаимосвязь между предметом и словом, понимает значение названий определенных предметов, действий. Соответственно, у ребенка появляется мотивированное отношение к лексике. Он достаточно часто употребляет слова, отсутствующие в нашем языке (надевают на пальчики, значит, это «пальчатки», а не «перчатки»). Малышу еще сложно управлять своим голосовым аппаратом, менять громкость, высоту голоса, темп речи. На вопросы посторонних взрослых, он может отвечать гораздо тише, чем взрослых близких. Дети моментально чувствуют и копируют интонацию, подражая взрослому. Развивается речевой слух детей. В этот период они могут неправильно употреблять ударение, укорачивать многосложные слова. С 4-х до 5-ти лет могут достаточно выразительно проявляться индивидуальные различия в развитии звуковой стороны речи : одни дети говорят чисто, с правильным звукопроизношением, другие делают достаточно грубые ошибки в произношении, со смягчением твердых согласных и пр..
Таким образом, формирование речи малыша в раннем возрасте серьезно влияет на его последующую жизнь, соответственно развитием речи надо заниматься с первых дней жизни.
В воспитании звукопроизношения, такие ученые, как Е. И. Радина, М. М. Алексеева, А. И. Максаков, М. Ф. Фомичева, Г. А. Тумакова подчеркивают определенное противоречие: особую чувствительность к языковым явлениям у ребенка, понимание звукопроизносительных умений, и в то же время большое несовершенство в звукопроизношении.
Развитие звукопроизношения осуществляется в детском дошкольном учреждении в следующих формах: целенаправленное обучение на занятиях, в совместной деятельности, во время режимных моментов, в игровой, музыкально, физкультурной деятельности, в свободном общении. Ведущая роль принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными упражнениями вне занятий. Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются вне занятий: игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения. В младших группах полезно проводить артикуляционную гимнастику. Работа с подгруппами детей в форме дидактических игр, чистоговорок и др. также способствует формированию правильно звукопроизношения. В целом, работа по формированию произносительной стороны речи должна быть ежедневной.
Существенное влияние на развитие речи ребенка имеет ознакомление с художественной литературой. Она пополняет эмоциональную сферу, развивает воображение и предлагает детям великолепные образы русского литературного языка. Благодаря рассказам ребенок узнает лаконичность и точность слова; в стихотворениях осваивают напевность, ритмичность русской речи; в народных сказках открывается меткость и выразительность языка, речь раскрывается с юмором, живыми и образными выражениями, образными сравнениями. Младший дошкольник является своеобразным читателем, так как пока он не умеет читать, то воспринимает литературу на слух. Соответственно, роль чтения в развитии ребенка младшего дошкольного возраста огромна, она положительно влияет на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение также развивает звуковую культуру речи, обогащает словарный запас, обогащает связную речь.
Воспитатель должен знать типичные особенности в словопроизношении детей : сокращение слов, направленность произношения трудных слов; воспитатель должен следить за правильной постановкой ударения. В детском саду важно создавать благоприятные условия для формирования литературного произношения, своевременно устраняя отступления от орфоэпических норм. Не менее важным является формирование правильного темпа речи и качества голоса. Важно приучать детей к речи в среднем темпа, плавной, без лишних остановок. Для формирования силы и высоты голоса можно использовать подвижные игры.
Работая над выразительностью речи, необходимо учитывать, что выразительность бывает двух разновидностей: естественная выразительность повседневной детской речи и произвольная, осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста. В выразительности речи младшего дошкольника проявляется субъективность его отношения к окружающим. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и чувства, отношения и является пониманием того, о чем говориться. В понятие звукопроизношения также входят общий тон детской речи и некоторые навыки поведения, необходимые в процессе речевого общения. Большое внимание нужно обращать на выработку правильной позы ребенка в момент публичной речи: отвечая на вопросы, выступая со стихотворением.
У ребенка младшего дошкольного возраста необходимо развивать фонематическое восприятие – умение вычленять звуки в слове, определять их порядок и количество. Большую работу также важно проводить при обучении правильному речевому дыханию. Задача воспитателя – научить правильному диафрагмальному дыханию. Особое внимание уделяется длительности и силе выхода. В связи с этим необходимо отметить, что лишь прослеживается нарастание ведущих задач работы.
Формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием фонематического восприятия – способности воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов. Сформированность фонематического восприятия имеет большое значение не только для правильного овладения звуками, дикцией, но и для подготовки детей к усвоению грамоты. Достаточно развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса в речи взрослых, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные интонационные средства выразительности.
Итак, большое влияние на развитие правильного звукопроизношения у детей оказывает воспитатель. Задачи правильного звукопроизношения выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура». Содержание работы стоится на основе данных фонетики, при этом необходимо учитывать возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности детей. В формировании правильного звукопроизношения младших дошкольников существует противоречие: с одной стороны, особая чувствительность к явлениям языка, осознание произносительных умений, а с другой стороны – несовершенство произношения многих звуков.