Олеся Лунина
Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал»
Василий Александрович Сухомлинский.
Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.
Публикация «Лэпбук как средство развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.
В детских учреждениях мы – воспитатели стараемся создать условия для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познание.
Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.
В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться разработанных критериев.
Главное условие работы с дошкольниками - ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства.
Я стараюсь так организовать образовательный процесс, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу.
К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся:
личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность;
применение различных дидактических заданий и игр;
использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти.
Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры.
Познание через игру
Малыши не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа воспитателей по познавательной деятельности. Утром дети приходят в группу. Первым делом проводится зарядка. Используются такие упражнения, как: "Собери грибочки", "Понюхаем цветочки", "Лучики-лучики" Это способствует снятию психоэмоционального напряжения, в утренние часы они особенно необходимы как способ эмоционального настроя на предстоящий день.
Во время экологических игр «Чудесный мешочек», «Кто лишний?»
«Чей малыш? (соотносить название животного с названием детеныша.) развивается активность и любознательность.
А использование таких дидактических игр как «Накроем стол к чаю» (посуда, «Чудесная коробка» (транспорт) развивается мышление, память, речь. С возрастом у малыша меняются возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными, соответствующими исследовательским возможностям.
Не забываем об эксперименте.
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и опытов. Я их провожу в любой режимный момент: во время умывания, прогулки, игры, образовательной деятельности.
При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» дети «ловили» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедились в том, что воздух не виден, но он есть. Во время игры, дети очень впечатлительны и податливы.
При знакомстве со свойствами воды и снега, дети с удовольствием принимают участие в совместном опыте с педагогом.
Такие игры – экспериментирования способствуют сенсорному развитию детей, расширяют и углубляют представления детей о свойствах и качествах природных материалов. Давайте им пищу для размышления.
Важно чтобы темы по познавательному развитию выбирались с учетом возраста и требований ФГОС.
В поисках новых форм организации образовательной деятельности, находится сейчас каждый педагог детского сада. Результатом такого поиска в моем случае стала тематическая папка или «лэпбук».
Всё новое это хорошо забытое старое. Лэпбук не исключение. Если вернемся мысленно в прошлое, то многие наверняка вспомнят, как в школе делали рефераты и доклады (собирали информацию и красиво оформляли её) или вспомним папки-передвижки с кармашками. Воспитатели в них оставляли массу полезной информации для родителей. Всё это было незаслуженно забыто нами. И вот забытое старое возвращается к нам уже значительно преобразовано и улучшено в виде «лэпбука».
В начале, давайте разберемся, что же означает понятие «лэпбук» :
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap – колени, book - книга).
Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на простоту, в ней содержатся множество материалов по теме.
Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Таким образом можно с уверенностью сказать Что лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности.
Для работы над лэпбуком подходит все : и цветная бумага; как вырезанные, так и нарисованные самостоятельно картинки; рукописные или распечатанные тексты, графики и диаграммы. Еще одним плюсом лэпбука является тот факт, что лэпбук — это удивительный инструмент образования, сделанный вручную.
Рассмотрим этапы создания лэпбука :
1. Выбор темы.
2. Составление плана.
3. Рисование макета.
4. Создание лэпбука в натуральную величину.
В моем случае, так как я работаю с младшими дошкольниками, лэпбук было решено создать в более упрощенном виде, самое основное, чтобы не отвлекать детей от поставленной задачи.
Лэпбук моими воспитанниками воспринимается как «сокровище», к которому интересно возвращаться, перелистывать и пересматривать информацию, вспоминая ее и аккумулируя в своей памяти.
Необходимо отметить, что работая над одним лэпбуком, я часто открываю для себя темы следующих своих исследований.
Более предметное создание лэпбука можно описать на примере изготовленного мною такого пособия для младшего дошкольного возраста по теме «Фрукты».
В лэпбук вошли следующие элементы:
• загадки о фруктах в картинках;
• собери половинки;
• найди одинаковые корзинки с фруктами;
• разложи фрукты по корзинкам;
• лото «Один-много»;
• раскраски;
• найди фрукты.
При закреплении темы «Посуда», я использую лэпбук «Посуда».
Таким образом, информация, представленная, в лэпбуке выполняет познавательную и развивающую функцию.
Результаты наблюдения педагогического процесса показали, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Значительно вырос познавательный интерес, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач.
Можно сделать определенный вывод, что метод «Лэпбук» актуален и очень эффективен. В использовании данного метода происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка.
В заключении хотелось сказать о том, что лэпбук - это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты, это исследование, которые однажды начавшись, будет продолжаться всю жизнь. Я думаю, что лэпбук можно с уверенностью назвать одним из средств познавательного развития дошкольников.