Ксения Кондратьева
Математическая и естественно-научная грамотность дошкольников 5–7 лет с использованием STEAM-лаборатории
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего выступления «развитие математической и естественно-научной грамотности через использование «Детской универсальной STEM-лаборатории».
Слайд 2
Мы живём в современном мире и современный дошкольник – это уже представитель нового техногенного поколения, для которого обоснованность информации очень важна. Растут достижения в области техники, нас окружают сложные технические объекты. На сегодняшний день современные дети имеют большой выбор интерактивных игрушек, которые обучают и в тоже время играют с ними. Поэтому, когда дети приходят в детский сад, им уже не интересно рассматривать просто картинки и играть с обычными игрушками. В связи с этим важно построить свои занятия на использовании «WOW-эффекта».
Публикация «Математическая и естественно-научная грамотность дошкольников 5–7 лет с использованием STEAM-лаборатории» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
Слайд 3
Для этого я создаю условия, чтобы приобщить детей к научно – техническому творчеству, познавательно исследовательской деятельности, математической грамотности через внедрение в образовательный процесс «Детской универсальной STEAM- лаборатории».
Слайд 4
Все мы знаем, что математическая и естественно-научная грамотность – это одни из составляющих функциональной грамотности. Я написала дополнительную общеразвивающую программу «Познавательное развитие дошкольников через использование «Детской универсальной STEAM-лаборатории», которая как раз охватывает эти направления. На занятиях многое отдаётся на выбор детей, на их самостоятельные решения. Знакомство с объектами или задачами, обсуждение, анализ, выбор решения, воплощение идей, усовершенствование результатов и всё остальное – через интерактивные технологии, междисциплинарный подход и игры, STEM – проекты.
Слайд 5,6
Что же такое междисциплинарный подход – это изучение материала по темам, а не по предметам. Например, обсуждаем, что такое энергия, её проявления, использование, генерация и т. д. И только, затем разбираем, что в этом явлении относится к физике, что к математике и т. д.
Слайд 7
STEАM - это аббреавиатура: sciens-наука, technology- технологии, engineering-инженерия, art-искусство, mathematics- математика. STEАМ – проекты – это проекты инженерно – научного творчества на основе математических подходов. Это современная и одна из наиболее перспективных концепций образования.
.
Слайд 8
Математическая грамотность. В моей программе дополнительного образования она реализуется как блок «Основы математики и теории невероятности».
Математика – универсальный язык вселенной. В Древней Греции даже музыка была составной частью изучения математики.
Какие навыки и компетенции дети приобретают?
-распознавание геометрических фигур, сложение, вычитание, сравнение чисел, построение последовательности чисел: возрастающей/убывающей;
-программирование выбора цвета, геометрической фигуры, числа большего/меньшего, ближнего/дальнего предмета. Программирование с ограниченным выбором;
-проведение исследований вероятности события, определение всех возможных вариантов, с большей вероятностью подходящих для заданных условиях.
Слайд 9
3. Естественно- научная грамотность. У меня в программе она реализуется как блоки
«Основы картографии и астрономии».
Какие навыки и компетенции дети приобретают?
- определение положения предметов в пространстве относительно объекта, чтение детских карт, распознавание условных обозначений, масштабирование, изучение местности, копирование и составление карты, прокладывание маршрута;
-определение планет Солнечной системы, практического освоения космоса;
-создание инженерных проектов;
-программирование серии последовательных заданий;
-проведение исследований по изучению массы, веса, давления, принципа реактивного движения, свойств оптических иллюзий, инерции, гравитации, амортизации, превращения энергии кинетической и потенциальной).
Дети знакомятся с такими понятиями как: условные обозначения, масштаб, глобус, географические объекты, город, страна, остров, материк, адрес, космос, вселенная, планеты, звезда, Солнечная система и её планеты. Строение планеты, орбита, давление, реактивное движение, масса, вес, гравитации, амортизация, оптические иллюзии, вулкан, энергия кинетическая/потенциальная.
Слайд 10
Как вовлекать семью ребёнка в процесс обучения?
Родители часто незримо включены в наши занятия: то для них изготавливаем карту садика (чтобы не заблудились, то делаем для них настоящие шифровки. Изучив Солнечную систему и каждую планету в отдельности, узнав, что на Марсе есть вулкан, стали выяснять с детьми каике вулканы существуют на Земле. Дети дома вместе с родителями искали информацию в интернет-источниках, далее в группе обменивались информацией с другими детьми, все вместе обсуждали. Создали схему строения вулкана, начали оформлять выставку макетов вулканов. Каждый ребёнок презентовал свою работу сверстникам.
Слайд 11
И еще один блок, который я бы включила в естественно-научную грамотность, это блок «Основы криптографии», наиболее «незнакомая» для всех программа. Здесь аккумулировано наибольшее количество STEAM-проектов, много творческих проектов. Акцент на практику позволил детям максимально себя реализовать, апробировать все полученные ранее знания и навыки, через реализацию проектов познавать новую информацию.
Какие навыки и компетенции дети приобретают?
-распознавание данных/информации, кодирование/раскодирование объектов, кодирование/шифрование, симметричное/ассиметричное шифрование;
-шифрование/дешифрование объектов шифром замены, сдвига с помощью зеркала, книги, решётки Кордано, дешифрование двойного шифрования;
-проведение исследования с отпечатками пальцев, симпатическими чернилами, исследований по изучению строения человеческого уха, движения звуковой волны, свойств рёбер жёсткости, распределения давления, разложения света, работы кинопроектора, цепной реакции.
Слайд 12,13
В 2022 году мы с детьми подготовительной группы прошли на финальный этап Межрегионального чемпионата «Юный мастер» в номинации «Лаборант химического анализа», который проходил в педагогическом колледже имени Макаренко. Стали участниками регионального этапа.
Слайд 14
Для ребят это не занятия, а настоящая игра. Кроме того задачи, которые ставятся перед ними, крутые и увлекательные, в духе любимых фильмов и мультфильмов. А возможность проявлять самостоятельность, инициативу и делать выбор тоже очень подогревает их интерес. Поэтому никогда не ограничивайте полёт фантазии детей.