Ирина Коноплева
НОД по речевому развитию «Чтение русской народной сказки Лисичка-сестричка и волк»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физическое развитие детей №31 «Родничок»
607039, Нижегородская область, город Выкса, сельский поселок Дружба,
микрорайон Дружба, здание №29-А
___
Конспект занятия по речевому развитию в средней группе
(4-5 лет)
Тема: Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк».
Подготовила:
Воспитатель 1кв. категории
И. В Коноплева
г. о. г. Выкса
2023г
Цель: Знакомство детей с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и волк», драматизация отрывка из произведения.
Задачи:
Обучающие:
- Развивать способность воспринимать содержание художественной литературы.
- Закреплять умение правильно отвечать на вопросы по содержанию к сказке.
- Обогащать словарь детей новыми словами: «прорубь», «коромысло».
Развивающие:
- Развивать диалогическую форму речи.
- Расширять и активизировать словарный запас.
- Развивать выразительное исполнение ролей в инсценировках.
Воспитательные:
-Воспитывать интерес к русским народным сказкам;
-Воспитывать культуру общения;
- Воспитывать моральные качества: уважение, доброту, честность.
Предварительная работа: Чтение русских народных сказок и рассказов о животных, рассматривание иллюстраций по содержанию сказки рассматривание картин «Кто и где живет», книг о диких и домашних животных, Д/и «Назови ласково», Д/и «Какой, какая, какое?».
Словарная (лексическая) работа:
прорубь - отверстие, прорубленное во льду реки, озера
коромысло - деревянная палка для носки ведер на плече.
Способы: вопросы и ответы, круг приветствия, дидактические игры «Назови ласково», Какая, какой?», отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций (прорубь, коромысло, физкультминутка «Лесные жители на полянке», пальчиковое упражнение для межполушарных связей «Лиса и волк», беседа, игровая ситуация, художественное слово, драматизация, поощрение.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Физическое развитие.
Средства: иллюстрации к сказке: «Лиса ест рыбу», «Лиса едет на волке», «Лиса на санях выкидывает рыбку», «Лиса учит волка ловить рыбу»; сказка в обработке М. Булатова, игрушки Лиса и Волк, маски волка и лисы. Иллюстрации: прорубь и коромысло.
Ход занятия
Подойди ко мне, дружок
Соберёмся все в кружок
Мы все за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Здравствуй, друг
Здравствуй, друг
Здравствуй весь наш дружный круг!
Организационный момент.
В. Дети! Я сегодня пришла в детский сад и на книжной полке увидела необычную книгу. Интересно, что же в этой книге! Хотите посмотреть? (Аудио-письмо от сказочницы)
Сказочница: Здравствуйте, дети! Меня зовут Сказочница! Я приглашаю Вас отправиться в гости в волшебный лес к сказке.
В: Дети! Вы готовы отправиться в гости к сказке (ответ детей)
Мы заходим с вами в лес (маршируем на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (удивились, развели руками)
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса (показывают, как бы выглядывают)
Мы лису обхитрим, на носочках убежим! (покажем, как ходит лисичка – изобразим)
В. Вот мы и пришли. Дети! Посмотрите как красиво, здесь живет сказка. Сегодня мы с вами познакомимся с ней, а о ком она, вы узнаете, отгадав загадки.
1. Угадаем поскорей
Нет её в лесу хитрей
Хвост пушистый, краса
И зовут её (лиса)
Воспитатель достает из-за ширмы лисичку.
Лисичка спрашивает детей:
- Молодцы, дети! А в каких сказках я живу? (Колобок…
-А как в сказках меня называют ласково?
Дети: Лисичка-сестричка, лисонька.
В. – Правильно, дети, молодцы! Дети, а я приготовила для вас еще одну загадку.
2. Дружбу водит с лисой
Этот зверь сердитый, злой
Он зубами щелк да щелк
Очень страшный серый ….(волк)
Воспитатель достает из-за ширмы волка.
Волк: Молодцы, дети! Я волк - зубами щелк! А вы знаете, как меня называют в сказках? Скажите, а знаете ли вы сказки, где встречаются лиса и волк? (ответы детей)
В: Дети, давайте с вами поиграем и изобразим нашими пальчиками волка и лису.
Встретил волк в одном лесу
Симпатичную лису
Предложил ей подружиться
И немного покружиться
(Развитие межполушарного взаимодействия)
В. Дети, а я знаю р. н. сказку, в которой живут лиса и волк
Она называется «Лисичка-сестричка и волк». А хотите я вам ее расскажу? Дети, в этой сказке встретятся незнакомые для вас слова, с которыми я вас сейчас познакомлю.
Прорубь-это отверстие, прорубленное во льду замерзшей реки, пруда, озера)
Коромысло - деревянная палка для носки ведер на плече (Показ иллюстраций)
В. А сейчас устраивайтесь по удобнее.
Тише, тише, тишина
Сказка к нам идёт сама (музыка шкатулки)
В: - Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк (Рассказывание сказки)
Беседа по сказке:
В. Дети! А сейчас наши герои спросят вас, как вы слушали сказку, внимательно или нет.
Лиса: Дети, кто запомнил, а как сказка называется?
-Какая в сказке по характеру Я? (хитрая, жадная, ловкая)
В: - Дети, если лиса обманула волка, кто она? (обманщица, плутовка)
Волк:- А какой в сказке я? (голодный, добрый, доверчивый)
-Дети, а что посоветовала мне лиса? (ловить рыбу)
-Расскажите, как лиса посоветовала мне ловить рыбу? (опустить хвост прорубь)
В: - Дети, а зачем лиса обманула волка? (лиса не хотела делиться рыбой)
Правильно ли поступила лиса? (Нет, нужно уважать других людей и -относиться к ним по - доброму, тем более, лиса и волк были приятелями)
Физкультминутка «Лесные жители на полянке»
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики,
– Так шевелят ушками
Беленькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.
В. Дети, а кто хочет превратиться в наших героев лису и волка. Но сначала давайте вспомним, чем закончилась сказка, что приговаривала лиса, когда ехала на волке? (Битый небитого везет)
- Что спрашивал волк у лисы? (Что ты мне лисонька говоришь)- А она, что ему ответила? (Битый битого везет) (Предложить 2 детям) Вот наши участники. (Маски волка и лисы)
В. -Едет лиса на волке. - Дети: один за другого держится и приговаривает.
Лиса: -Битый небитого везёт.
Волк: -Что ты мне лисонька говоришь?
Лиса: -Битый - битого везёт!
Волк: -Да правильно.
В. -Довёз волк лису до норы, соскочила она, спряталась, а сама над волком …Что?
Все дети: (Смеётся – посмеивается).
Повторение обыгрывания отрывка с другими исполнителями
В. Давайте похлопаем нашим артистам. Молодцы, очень вы были похожи на своих героев.
Волк и лиса появляются из-за ширмы:
Лиса: Дети, как интересно вы показали меня и волка.
Волк: Да, спасибо вам большое. Нам с вами пора прощаться. До свидания!
В: Дети, давайте тоже скажем спасибо нашим героям, за интересную сказку.
Рефлексия
В. - Дети, в какой сказке мы сегодня были? (ответы детей)
- С какими героями мы разговаривали? (ответы детей)
-Какой герой понравился больше? А почему? (ответы детей)
-А чему нас сказка научила? (ответы детей)
- Правильно. На примере сказки мы убедились, что нельзя обижать друзей. Вот поэтому мы и читаем сказки, чтобы лучше узнать какие поступки хорошие, а какие плохие.
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!
В. Дети, а нам пора возвращаться в детский сад.
1,2,3 в детский сад вернулись мы.
На столе стоит волшебная корзина. В ней лежит для детей сюрприз. Воспитатель отдает подарок от волка и лисы раскраски, по сказке «Лисичка-сестричка и волк».