Получи документы

Особенности развития образной речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи

Наталья Францева
Особенности развития образной речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности развития образной речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи

По утверждению Е. Асоповой, речь – это сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком.

В словаре Ожегова дается такое определение речи :

1) речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция;

2) речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы

Публикация «Особенности развития образной речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи;

3) речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом состоит общечеловеческая функция речи.

Данных авторов объединяет исследование речи. Несмотря на то, что у каждого своё понимание данного определения, общим остаётся то, что речь – это главная и жизненно необходимая единица языка.

Рассмотрим понятие развития речи А. Н. Смирновой. Она считает, что развитие речи - это процесс формирования речи в зависимости от возрастных характеристик человека, который включает в себя три этапа:

На первом, довербальном этапе складываются предпосылки развития речи в процессе общения с детьми первого года жизни.

На втором этапе происходит переход ребенка к активной речи. Он приходится обычно на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух.

На третьем этапе совершенствуется речь как ведущее средство общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение, формируется образная речь.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что образная речь – это не только эмоциональная окрашенность звучания, но и образность слова.

Во многих сферах человеческой деятельности, образная речь необходима. Так, в НЛП (нейролингвистическом программировании) представления об образной речи имеют важное значение. Образность достигается с помощью тропов и фигур речи.

Каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, образно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.

По мнению Т. В. Жуковой образная речь неотделима от мира мыслей: образность речи — это образность мыслей. В образной речи отражается образность мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной и выразительной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Умение образно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребенка : при пересказах, при создании своих рассказов ребенок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений.

М. И. Звонарёва считала, что образная речь должна рассматриваться в единстве содержания и формы. Умаление смысловой стороны приводит к тому, что внешняя, формальная сторона (грамматически правильное употребление слов, согласование их в предложении и т. п.) опережает в развитии внутреннюю, логическую сторону. Это проявляется в неумении подобрать слова, нужные по смыслу, в неправильном употреблении слов, в неумении объяснить смысл отдельных слов. Однако нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи. Расширение и обогащение знаний, представлений ребенка должно быть связано с развитием умения правильно выразить их в речи.

Таким образом, под образной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно[11].

По мнению Е. И. Тихеевой, главная задача образной речи - связывать с называемым предметом ряд побочных представлений, вызывающих у аудитории эмоциональные реакции, переживания. Закрепить эти позитивные переживания целевой аудитории за рекламируемым объектом означает сформировать нужный его имидж, что достигается, конечно, не только с помощью языковых средств, речевого воздействия.

Собственно, в деловых языковых коммуникациях именно PR и реклама являются их «образной» частью. Например, неудачное название нового продукта ведет к потерям. Удачное, наоборот, обеспечивает прибыль и успешное внедрение товара на рынке. То же можно сказать о слоганах или характеристиках объектов рекламы в PR-материалах. Лингвистически «образность» трактуют как наличие или появление у слова образного значения.

Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте.

«Дошкольный возраст, как говорил А. С. Максаков, - является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления».

Главная цель развития образной речи состоит в том, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями

А. Н. Амелина выделяет особенности образной речи дошкольников, среди которых важнейшими являются:

- наличие представлений у детей о средствах выразительности;

- понимание детьми смыслового богатства слова; смысловой близости и различия однокоренных синонимов, понимание словосочетаний в переносном значении;

- понимание и овладение переносным значением многозначных слов;

- способность детей воспринимать, выделять и замечать средства художественной выразительности;

- использование в своей речи разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения);

- владение запасом грамматических средств, способность чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении;

- умение использовать разнообразные грамматические средства;

- использование в речи синонимов и антонимов;

- осознание обобщенного текста.

Совокупный анализ психолого-педагогической и лингвистической литературы дает возможность рассматривать образность речи как интегративную особенность речи, появляющуюся в целесообразном выборе субъектом образных, вербальных и невербальных средств. Образность речи позволяет дошкольнику эффективно проявить себя на вербальном и невербальном уровнях, оказывая влияние на коммуникативную культуру личности.

Образные выразительные средства представляют эмоциональные экспрессивные возможности лексики, которые реализуются с помощью точного словоупотребления, использования слов в переносном значении, синонимии, тавтологии. Вербальная образность достигается в лексическом воплощении речи с помощью интонационной структуры, которая определяется комплексом компонентов: ударением, мелодикой речи, темпо-ритмом, тембром, динамическими оттенками. Дополнительным средством, называют невербальные средства, которые внешне оформляют высказывание и являются неотъемлемым средством устной речи. К ним относятся мимика, жесты и поза.

Словарная работа значима и актуальна в наши дни. Многие дети не могут самостоятельно овладевать языковыми обобщениями в силу ряда причин. Им необходима помощь педагога. Речевое воспитание тесно связано с формированием художественно-речевой деятельности, т. е. с эстетическим воспитанием. Владение выразительными средствами родного языка формируется при ознакомлении с фольклорными и литературными произведениями. Однако развитие речи детей с общим недоразвитием речи имеет свои принципиальные особенности : так, В. П. Глухов отмечает, что общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

В работе А. Н. Смирновой под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Понятие, данное А. Н. Смирновой более детальное, поэтому в настоящей работе будет использоваться именно оно.

Данные проявления общего недоразвития речи указывают на системное нарушение всех компонентов речевой деятельности. Речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется ограниченно. Разговорная речь является бедной, малословной, тесно связана с определенной ситуацией и вне этой ситуации она становится непонятной. Связная монологическая речь или отсутствует, или развивается с большим трудом (своеобразием) и характеризуется качественным своеобразием. Наиболее ярким показателем общего недоразвития речи является отставание экспрессивной речи при относительном на первый взгляд, понимании обращенной. Существует не менее двух подходов к классификации общего недоразвития речи.

Специальные исследования детей с ОНР показали клиническое разнообразие проявлений общего недоразвития речи.

У всех детей с общим недоразвитием речи (ОНР) всегда отмечаются: нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха (фонематический слух отличается от обычного, физического, возможностью воспринимать, дифференцировать и выделять фонемы родного языка, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи. Совокупность перечисленных нарушений служит серьезным препятствием в развитии образной речи.

Преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современной логопедии. Это вызвано ее практической значимостью: своевременная коррекционная работа имеет большое значение для предупреждения неуспеваемости детей в школе.

Словарный запас у детей с ОНР может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми таких частей тела, как локоть, переносица, ноздри, веки. Детальный анализ речевых возможностей детей позволяет определить трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры.

М. В. Опарина отмечает, что «образцы связной речи свидетельствуют о нарушении логико-временных связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную сторону»

О. Л. Тимофеева предположила, что «анализ речевой продукции дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) различного генеза свидетельствует о значительных трудностях в использовании лексических единиц, что выражается в стереотипных ответах, неадекватных семантических заменах, стойком аграмматизме. Специфика нарушений лексики определяется структурой речевого дефекта, возрастом, социально-культурными факторами и др.»

Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.

Публикации по теме:

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Развитие речи через игру. Развитие речи через игру Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. В этом состоит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития образной речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 29 мая 2013 в 20:41
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития образной речи у детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Францева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД