Кристина Кривцова
Особенности развития мелкой моторики у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мелкая моторика – это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы кистей рук. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Публикация «Особенности развития мелкой моторики у дошкольников» размещена в разделах
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Мелкая моторика развивается, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет. Если вложить в руки новорожденного палец или другой продолговатый предмет, новорожденный так цепко обхватывает его, что ребенка можно поднять в воздух и продержать в висячем положении около минуты. После появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля движений, которые требуют согласованных действий обеих рук.
Благодаря развитию пальцев, в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренировки пальцев. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт - отстаёт и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.
Рука ребенка – дошкольника физиологически несовершенна: слабо развиты мелкие мышцы рук, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев. Наблюдения за детьми показывают, что им трудно правильно держать карандаш. Кроме того, заметен несоответствующий работе мышечный тонус. У одних детей можно наблюдать слабый тонус мелкой мускулатуры, что приводит к начертанию тонких, ломанных, прерывистых линий, у других, наоборот, повышенный, и в этом случае рука ребенка устает быстро, он не может закончить работу без дополнительного отдыха.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности ребенка к школе. В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики является важной частью подготовки к школе. Поскольку уровень ее развития – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память и внимание, связная речь.
Параллельно с развитием моторики развиваются и все виды восприятия, например зрение, осязание, чувство мускулов и суставов. Это является условием того, что ребенок будет понимать, что находится у него в руках. Навыки тонкой моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать окружающие его вещи, и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики актуально еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кисти и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка. Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Они укрепляют ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы.
Существует множество способов развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. Можно использовать разные виды предметно-практической деятельности (аппликация; лепка из пластилина, теста, глины; рисование с помощью различных методик и др.). Сейчас очень популярны такие техники работы с бумагой, как «оригами». Хорошо стимулируют развитие мелкой моторики нанизывание бус, перебирание различных круп, семян, пуговиц.
С детьми младшего дошкольного возраста можно поиграть в следующие игры.
Игра с массажным мячиком (катаем мячиком по ладошке ребёнка и одновременно проговариваем слова) :
Я мячом круги катаю,
Взад-вперёд его гоняю,
Им поглажу я ладошку,
Будто бы сметаю крошку,
И сожму его немножко
Как сжимает лапку кошка,
А потом я разожму,
И другой рукой начну.
Ещё одна замечательная игра на развитие мелкой моторики, в которой используется суджок (надевается суджок по очереди на каждый пальчик ребёнка, произнося следующие слова) :
Дождик капал на ежонка,
Дождик капал на зайчонка,
Дождик капал на лисёнка,
Дождик капал на волчонка,
А на мишку не попал,
Он в своей берлоге спал!
(в конце игры большой пальчик прячем в кулачок)
Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки с самого раннего детства, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косы и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить поделки из бумаги, картона и других подручных средств. Если будут развиваться пальцы рук, то у детей будут развиваться мышление и речь, следовательно, не возникнут проблемы в процессе обучения в школе.
Таким образом, можно сказать, что мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто, в сочетании со зрительной и слуховой системами, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического здоровья ребенка.