Приложение МААМ

Особенности развития культуры поведения

Горшкова Марина
Особенности развития культуры поведения
▼ Скачать + Заказать документы

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, способствует обретению эмоционального благополучия, комфортного самочувствия и успешной жизнедеятельности. Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и детском саду, С ранних лет родители внушают ему определенные нравственно-поведенческие правила. В детском саду ребенок видит, что соблюдение поведенческих правил необходимо для нормального и приятного сосуществования всего детского коллектива. Воспитатель терпеливо формирует его представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника с родителями и сверстниками, со знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ему ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение

Публикация «Особенности развития культуры поведения» размещена в разделах

Написано немало книг о воспитании культуры поведения у дошкольников (Н, Ф. Виноградова, С. А. Козлова, Т. А. Куликова, JLФ. Островская, С. В. Петерина и др., в которых она рассматривается как "совокупность полезных для общества устойчивых форм нравственного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности"

В последние годы в науке все чаще стали обращаться к проблеме формирования культуры общения. Существуют вполне объективные объяснения этому факту. В первую очередь это связано с конкретными требованиями к современному человеку изменяющегося общества. В новых условиях появились реальные возможности, а главное, потребности в формировании людей нового типа -- свободных, думающих, предприимчивых. Кроме того, культура общения, выступая составной частью общей культуры человека, во все времена высоко ценилась в обществе и считалась показателем интеллигентности и образованности. Поэтому коммуникативную культуру необходимо рассматривать как неотъемлемую часть общекультурной компетенции.

Культура общения (коммуникативная культура) представляет собой совокупность личностных коммуникативных качеств и коммуникативных умений, которая характеризуется наличием коммуникативного идеала, знанием норм и правил общения, ценностным отношением к людям, знанием собственных коммуникативных качеств и умением владеть ситуацией, в которой происходит акт коммуникации.

Кроме того, культура общения предполагает формирование навыков речевого этикета. Она обогащает речь человека такими словами, оборотами, конструкциями, которые необходимы в повседневном общении людей (формы приветствия, прощания, благодарности, извинения и т. д.)

В науке нет единой точки зрения на проблему культуры общения. С одной стороны, культура общения как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта и передачей их старшим поколением младшему. В то же время культура общения выступает в качестве результата воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с другими людьми, окружающим миром и самим собой.

В современной языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс "огрубления" нравов общества, что влечет за собой увеличение в детской речи лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Педагог ДОО должен осуществлять профессиональную деятельность по формированию речевой культуры в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий

Детство представляет собой период информационной чистоты и готовности к познанию мира, характеризуется бесстрашием, не обремененностью стереотипами. К тому жедошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи, и если определенный уровень владения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах.

Ребенок самостоятельно не может овладеть речевой нормой (Н. И. Лепская, М. И. Лисина, Е. Н. Медынский, Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова и другие). Введение элементов коммуникативной культуры в воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении способствует формированию межличностных отношений и освоению языка как средства культурного речевого взаимодействия

С. В. Петерина отмечает, что необходимость раннего формирования положительного опыта общения обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у детей негативных форм поведения

Исследования М. И. Лисиной, Л. И. Островской, С. В. Петериной, Н. И. Формановской установили, что воспитание культуры речевого общения определяет: формирование у детей знаний норм и правил общения; умение общаться с окружающими; желание ребенка вступать в контакт; предупреждает негуманное проявление эмоций.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет определить культуру речевого общения дошкольников как выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанные на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту

Запросы общества по выделенной проблеме находят свое отражение в Концепции дошкольного воспитания. В настоящее время вопросы воспитания культуры речевого общения рассматриваются в работах З. С. Смелковой, Н. Е. Богуславской, Е. О. Смирновой, О. М. Казарцевой, Н. Малетиной, Л. М. Шипицыной, О. В. Защиринской, других авторов.

Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое нужное качество ребенка, как общительность

Культура общения обязательно предполагает и культуру речи, которая предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, тактично, сохраняя спокойный тон.

Воспитание культуры речевого общения является актуальной проблемой развития детей старшего дошкольного возраста, так как их коммуникации характеризуются произвольностью, а поведение является подражательным и зависит от условий развивающей среды. Культура речевого общения не формируется сама по себе, а требует целенаправленного воспитания, которое необходимо начинать уже в дошкольном детстве.

Методика работы по воспитанию культуры речевого общения рассмотрена в работах С. В. Петериной, И. Н. Курочкиной, Т. В. Черник и других. Воспитание культуры речевого общения - проблема, которая имеет социальную значимость.

О. С. Ушакова отметила большую роль взрослого в процессе воспитания культуры речевого общения и приобретения нравственного опыта, что возможно лишь при учете единства и целостности воспитательных процессов, то есть взаимосвязи задач, методов приемов, применяемых в обучении и воспитании, а также при соблюдении педагогических условий, к которым относят: позитивный настрой; пример взрослых, прежде всего воспитателя, который организует собственную деятельность определив методы решения поставленных задач может оценить качество решения намеченных задач.

И. Н. Курочкина подчеркивает, что в обучении дошкольников правилам речевого общения выделяют два этапа: сначала формируют первичные представления о поведенческих правилах, позже (в старшей и подготовительной группах) дают этикетные понятия, связь правил поведения, их нравственную и эстетическую основу

Формирование основ культуры речевого общения проходит своеобразный цикл, который включает:

Знание правила.

Пониимание его разумности и необходимости.

Умение его применять.

Эмоциональное переживание его выполнения.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что на 7-ом году жизни у ребенка имеются необходимые психологические предпосылки для воспитания культуры общения в процессе педагогически организованного взаимодействия с педагогом и сверстниками. Существенной предпосылкой для этого является возникновение в старшем дошкольном возрасте гуманного отношения к сверстникам при условии организации эмоционально-положительного общения с ними.

Это дает основание предполагать возможность воспитания культуры общения, основанной на доброжелательном, чутком отношении к окружающим, что обеспечивает связь внешней культуры с внутренней. Возрастающая потребность детей старшего дошкольного возраста в общении, в основе которого лежит сопереживание (основа тактичности, взаимопонимание (основа вежливости, свидетельствует о воспитательной возможности формирования этих составных компонентов культуры общения

Публикации по теме:

«Зачем быть вежливым?» Презентация проекта по формированию культуры поведения старших дошкольников Предлагаю Вашему вниманию познавательный, творческий, краткосрочный, фронтальный проект по формированию культуры поведения старших дошкольников.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Консультация для родителей «Особенности профилактики интернет-аддикции как одной из форм зависимого поведения у детей с ОВЗ» Современный мир невозможно представить без гаджетов: смартфонов, планшетов и прочей цифровой техники, однако специалисты отмечают, что с.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста» Воспитание нравственным навыков – важнейшее звено формирование нравственного поведения, складывающиеся нравственные привычки ребёнка отражаются,.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у дошкольников “Там, где нет мудрости родительского воспитания – любовь матери и отца к детям уродует их”. В. А. Сухомлинский. Дорогие родители!Именно от.

Воспитание культурно гигиенических навыков, культуры поведения и гуманных чувств в подготовительной группе Сентябрь Продолжать учить детей правильно умываться, сухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, чистись зубы, полоскать рот.

Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста»Консультация «Воспитание культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста» Каждый родитель желает, что бы его ребёнок вырос вежливым, порядочным человеком. Правила хорошего тона следует прививать детям с раннего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития культуры поведения
Опубликовано: 9 мая 2023 в 11:49
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития культуры поведения» (включая файлы) размещена пользователем Горшкова Марина (УИ 1812422) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД