Надежда Исупова
Особенности развития и воспитания детей второго года жизни
▼ Скачать
Особенности развития и воспитания детей второго года жизни.
На втором году жизни ребёнка благодаря педагогическому воздействию совершенствуются его физическое и психологическое развитие. Масса тела двухлетнего малыша в среднем 12 – 12.7 кг, рост 85 – 88см. К двум годам у ребёнка 20 молочных зубов. Улучшается теплорегуляция, это позволяет при закаливании постепенно снижать температуру воды, более широко пользоваться воздушными ваннами.
Публикация «Особенности развития и воспитания детей второго года жизни» размещена в разделах
В этом возрасте малыш начинает говорить, ходить увереннее, осваивает простейшие способы действий с предметами. Большое значение в этот период имеет развитие способности к подражанию. Благодаря этому увеличивается активный словарь ребёнка, он начинает воспроизводить в игре действия, которые видит, а не только те, которым его прежде специально обучал взрослый.
Овладение речью, движениями, предметной деятельностью способствует совершенствованию восприятия предметов и их свойств (форма, величина, цвет, положение в пространстве и др.). Развиваются первичные наглядные обобщения. Дети учатся выбирать по образцу предметы определённого цвета, формы, величины, приспосабливать свои действия к воспринимаемым ими свойствам предметов. Обобщения опыта, приобретённого посредством наблюдений и действий предметами, приводят к развитию элементов наглядно – действенного мышления.
Ребёнок второго года жизни отзывчив на музыку и художественное слово (на ритм и напевность стихов, потешек, на интонацию, с которой они произносятся взрослым). Дети по – разному реагируют на музыку спокойного и плясового характера, подпевают отдельные слоги, повторяют интонации. Развивается способность движения с музыкой, появляется элементарная ритмичность. Под влиянием воспитательных воздействий ребёнок усваивает некоторые правила поведения, охотно выполняет поручение взрослого, обращается к нему по своей инициативе. Появляются простейшие взаимоотношения со сверстниками, интерес к их деятельности. Малыш подражает детям, стремится играть с ними рядом, пытается включиться в игру.
Понимание речи развито значительно лучше, чем собственная речь. Эту особенность при воспитании используют в двух направлениях: стараются обогащать опыт детей, понимание речи за счёт называний игрушек, предметов быта и стремятся, чтобы малыши узнали названия с помощью указаний, поручений.
Дети возрастом от 1.6 до 2х годиков характеризуются значительными успехами в развитии активной речи, предметной и игровой деятельности. Ребёнок не только хорошо понимает обращённую к нему речь, но и становится настоящим «собеседником» взрослого. Это существенно меняет методы обучения, позволяет широко использовать показ с объяснением, усложнять задачи сенсорного воспитания (шире использовать дидактические игры на развитие цвета, формы, размеры предметов) и формировать способность обобщения, используя в работе с детьми не только натуральные предметы, но и картинки.
Совершенствующиеся движения расширяют поле восприятия и деятельности детей. В месте с тем они становятся спокойнее, наблюдательнее, разнообразится и становится устойчивее их игровая деятельность. К концу пребывания детей в этой возрастной группе у них формируется сюжетно – отобразительная игра, основным содержанием которой является отражение действий взрослых, производимых в быту, и действий по обслуживанию детей. Усложнение игровой и предметной деятельности детей, в свою очередь, меняет формы их общения друг с другом. Они не только хорошо играют рядом, но у них появляются элементы совместной деятельности. Дети становятся самостоятельнее в самообслуживании, что высвобождает больше времени для игр. Возможно чтобы при обучении и воспитании детей в группе раннего возраста по отношению к каждой подгруппе соблюдается возрастно – дифференцированный подход.