Черницкая Оксана
Особенности развития детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Задержка психического развития (сокр. ЗПР)- нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Основные трудности, которые испытывают дети, связаны прежде всего с социальной адаптацией и обучением.
Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики.
Публикация «Особенности развития детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Наиболее ярким признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы; такому ребенку очень тяжело сделать над собою волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Отсюда появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания сопровождаются обычно повышенной двигательной и речевой активностью. Такой комплекс отклонений можно еще назвать "синдромом дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ).
Нарушение восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Запоминание значительно лучше при помощи наглядного материала нежели просто вербального общения.
С развитием рчи тоже есть проблемы.
отставание всех форм мышления; обнаруживается во время решения задач на словесно-логическое мышление.
При этом ЗПР не является препятствием на пути к освоению общеобразовательных программ обучения, хотя требуется определенная корректировка в связи с особенностями развития ребенка.
Одной из важных задач коррекции детей с задержкой психического развития является - развитие мелкой моторики кистей рук, что непременно будет способствовать их интеллектуальному и речевому развитию, а значит и успешному обучению в школе.
существует много игр и упражнений по развитию мелкой моторики.
* Лепка из глины и пластилина (из снега - зимой, летом из песка и камешков).
* Рисование, раскрашивание картинок.
* Изготовление поделок из бумаги (аппликации).
* Изготовление поделок из природного материала.
* Конструирование.
* Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
* завязывание и развязывание лент, шнурков,узелков на веревке.
* Нанизывание бус и пуговиц.
* Переборка круп (горох,гречка, рис-перебрать).
Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: развивают его руки. подготавливают к овладению письмом; формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте; развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.
наиболее удачным и действенным методом для детей с ЗПР является дидактическая игра. Она помогает ребенку приобрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме.
- Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям.
- Игры должны нести положительную эмоциональную окраску, развивать интерес к новым знаниям, вызывать желание заниматься умственным трудом.
- Речь воспитателя должна быть четкой, внятной, служить образцом для детей.
Коррекция внимания
1. Развивать умение концентрировать внимание.
2. Развивать устойчивость внимания.
3. Развивать умение переключать внимание.
4. Развивать умение распределять внимание.
5. Увеличивать объем внимания.
6. Формировать целенаправленное внимание.
7. Развивать произвольное внимание.
8. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание.
Коррекция памяти
1. Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания.
2. Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения.
3. Развивать прочность запоминания.
4. формировать полноту воспроизведения словесного материала.
5. Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала.
6. Работать над увеличением объема памяти.
Коррекция ощущений и восприятия
1. Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материала и качества объекта. Обогащать чувственный опыт детей.
2. Учить соотносить предметы по величине, форме, цвету.
3. Дифференцировать восприятие предметов по цвету, величине и форме.
4. Развивать слуховое и зрительное восприятие.
5. Формировать тактильное различие свойства предмета.
6. Развивать способность обобщать предметы по признаку (цвет, форма, величина).
Коррекция речи
1. Формировать коммуникативные функции речи.
2. Учить дифференцировать звуки речи.
3. Расширять пассивный и активный словарь.
4. Формировать диалогическую речь.
5. Развивать связную речь. Работать над понятий ной стороной речи.
Коррекция мышления
1. Развивать наглядно-образное, наглядно-логическое мышление.
2. Развивать умение анализировать, сравнивать,обобщать, классифицировать,систематизировать.
3. Учить выделять главное, существенное.
4. Учить сравнивать, учить находить сходства и отличия признаков предметов и понятий.
Коррекция эмоционально-волевой сферы
1. Вырабатывать умения преодолевать трудности.
2. Воспитывать самостоятельность, ответственность.
3. Доводить начатое дело до конца.
4. Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности.
5. Воспитывать честность. доброжелательность,трудолюбие, настойчивость, выдержку.
6. Развивать инициативу стремление к активной деятельности.
7. Вырабатывать положительные привычки поведения.
8. Воспитывать чувство товарищества, желание помогать друг другу.
9. Воспитывать чувство дистанции и уважения к взрослым.
А главное помнить, что ЗПР- диагноз, от которого есть много шансов избавится, если у взрослых нет дефицита любви,внимания,терпения и мудрости.