Терентьева Алена Олеговна
Особенности развития коммуникативных навыков у детей ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативные качества — это те качества личности, которые помогают ориентироваться в различных ситуациях общения. Они не являются врожденным, их нужно развивать, особенно у детей с ОВЗ. Развитые коммуникативные качества - одного из основных условий развития ребенка, формирования его личности. Проблема развития коммуникативных качеств детей с ограниченными возможностями здоровья всегда была в центре внимания отечественных педагогов. Об этом свидетельствуют фундаментальные исследования отечественных психологов прошлых лет и настоящего времени (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). В современном обществе коммуникативной сфере ребенка уделяется значительно меньше внимания, чем интеллектуальному развитию. Проблема коммуникативной дезадаптации детей с ограниченными возможностями здоровья представляется недостаточно изученной. Педагоги, и конечно родители должны помочь детям научиться общаться, приобрести необходимые для этого знания и качества.
Публикация «Особенности развития коммуникативных навыков у детей ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
У детей с ОВЗ многие умения происходят с отставанием и навыки общения в этом не исключение. Важно помочь детям преодолеть эту проблему как можно быстрее,не теряя времени.
Особенности коммуникации детей с ОВЗ :
• снижение потребности в общении, так как не знают, как. (дома часто его потребности угадываются родителями до того, как он о чем-то попросит);
• речевые недостатки (нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя и трудности построения связного высказывания) мешают правильному выражению мыслей;
• трудности понимания обращенной речи;
• трудности в употреблении невербальных средств общения - выразительных движений, мимики, жестов;
• при нарушениях зрения наблюдается также затрудненное восприятие неречевых средств, дети не видят реакцию собеседника (они не видят и не понимают улыбку, одобрение);
• некоторые дети неактивны, невербальны, другие наоборот импульсивны, многословны, невнимательны к словам собеседника.
Развитие данных навыков нужны для более быстрой и продуктивной социализации ребенка в окружающем его обществе.
Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
В работе по развитию коммуникативных навыков необходимо ориентироваться на возможности детей.
В первую очередь следует развивать :
• способность ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них;
• умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;
• восприятие речи;
• умение подражать;
• умение соблюдать очередность в разговоре;
• умение применять навыки общения в повседневной жизни.
Вторым этапом необходимо развивать следующие коммуникативные умения :
• сотрудничества;
• слушать и слышать, и вступать в диалог;
• воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем
• интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
• говорить самому или использовать альтернативную коммуникацию.
• развивать личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу (навыки самоконтроля, выдержки, умение выражать свои чувства).
Для успешного формирования коммуникативных навыков необходимо вести работу в системе. Работа должна вестись систематически на всех видах деятельности: занятиях, прогулках, в режимных моментах. Так же работа по данной проблеме не мыслима без помощи родителей. Формирование коммуникативных умений является как самостоятельной задачей обучения, так и средством, позволяющим добиться успехов в развитии ребенка, т. е. обучение происходит непрерывно в самых разнообразных видах деятельности.