Елена Владимировна Колган
Особенности работы в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционального - практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Поэтому реализация общеобразовательной программы дошкольного образования, требует целесообразной организации материальной среды. Педагогическая среда создается с учетом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течении дня мог найти для себя увлекательное дело. Идеальный детский сад – это теплый дом, где царит семейная обстановка, дети играют в игрушки, слушают сказки, участвуют в игре, труде, общении. Основная задача воспитателя – наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включить каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности.
Публикация «Особенности работы в разновозрастной группе» размещена в разделах
В разновозрастном общении и взаимодействии обеспечивается прежде всего эффект социального развития – достижение оптимальной формы социальной активности, которая делает человека способным влиять на свои жизненные обстоятельства и на самого себя.
Здесь правомерен вопрос: возможно ли обеспечение целостного развития дошкольника в условиях современно воспитания детей разного возраста?
Педагогу в разновозрастной группе приходится работать сразу в нескольких направлениях: работая с детьми одного возраста суметь заинтересовать и «не потерять» детей других возрастов.
Важно, чтобы группа была дружной, чтобы малыши, и старшие чувствовали себя уверенно и комфортно, чтобы все были активны и конструктивно деятельны, чтобы старшие не только учились сами, но и передавали свой игровой и учебный опыт малышам, вовлекали их в свои дела, заботились о них.
Умение общаться друг с другом, умение самоорганизоваться и организовать других, понимание своей свободы и ответственности и свободы других.
У детей в группе должны быть следующие возможности – для общения, для проявления самостоятельности, самоорганизации; - возможность свободы и ответственности; возможность для сотрудничества.
Например, ребенок учится быть свободным:
- в выборе вида деятельности;
- в определении последовательности выполнения задания;
- в использовании вспомогательных источников;
- в сотрудничестве с другими детьми или взрослыми;
- в использовании и распределении своего времени, благодаря чему создается возможность более длительное или более короткое время работать над темами.
Совместная работа, сотрудничество.
Важно: дети с раннего возраста учатся устанавливать контакты с другими людьми: и детьми и взрослыми, учатся считаться друг с другом, помогать, распределять работу, приходить на помощь, понимать возможности и потребности других людей.
Все это может привести:
- к обмену и обработке информации;
- к осуществлению обратной связи на взаимной основе;
- к умению обращаться с противоречивой информацией;
- к активной поддержке целей группы;
- к оказанию влияния и принятию влияния;
- приобретению и оказанию доверия;
- желанию стремиться к достижению общих интересов;
- чувства внутреннего комфорта и отсутствие ощущений стресса.
Свобода, самостоятельность, совместная работа – три принципа, на которых строится работа в группе.
Для хорошего функционирования группы, учебных достижений каждого ребенка, важно, чтобы у детей были: коммуникативные навыки; организационные способности; решительность; доверие; умение обходиться с конфликтами.
Любой детский сад – городской, сельский, развивающегося типа или, как у нас, разновозрастной – требует наличие профессиональных кадров. И тогда согласно ФГОС сможем качественно подготовить детей к школе.