Лучший педагог года

Особенности работы с «неговорящими» детьми

Лилия Дружко
Особенности работы с «неговорящими» детьми
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности работы с «неговорящими» детьми в ДОУ.

Речь возникает при сохранности необходимых социальных и биологических предпосылок, прежде всего нормального созревания и функционирования ЦНС.

Тяжелое недоразвитие речи приводит к нарушениям саморегуляции, поведения, произвольного внимания, различных типов мышления, психической активности в целом, следовательно, вызывает нарушение социализации ребенка.

Публикация «Особенности работы с „неговорящими“ детьми» размещена в разделах

Для полноценного развития речи необходимы: врожденная языковая способность, первично сохранный интеллект, стимулы из внешней среды, мотивация к речи, полноценность функционирования проводящих путей между отдельными анализаторами и надстроенными над ними модальностями, по которым передается информация.

У большинства неговорящих детей имеются органические или функциональные нарушения ЦНС. Речь возникает только при условии достаточного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Отсутствие, ограничение или неправильная организация общения зачастую приводит к недоразвитию речи. Чаще всего имеют место обе причины отсутствия речи у ребенка – недостаточность/нарушение развития нервной системы и ограничение речевого общения с ребенком.

Тяжелое недоразвитие речи приводит к нарушениям саморегуляции, поведения, произвольного внимания, различных типов мышления, психической активности в целом, следовательно, вызывает нарушение социализации ребенка.

Группа безречевых детей неоднородна. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений (концептов) о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функций речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности.

Специфика обучения неговорящих детей исключает стандартный подход или методику, каждый ребенок требует индивидуального подбора технологий работы, поэтому игры и упражнения необходимо умело сочетать и комбинировать в зависимости от механизма нарушения, уровня языковой способности.

В своей работе мы используем следующие средства: — игры и упражнения, активизирующие все высшие психические функции ребенка; — игры и упражнения, регулирующие мышечный тонус детей, позволяющие корректировать поведение детей, воздействовать на эмоциональноличностную сферу; — самостоятельной игровой деятельности; — игр, формирующих структуру речевой деятельности на всех ее уровнях (от мотивационнопобудительного до исполнительного); — особым образом организованной коррекционно развивающей среды.

Фонематический слух

Герои этих замечательных игр научат ребенка выделять гласные звуки, находить ударение в слове, определять место звука в слове, анализировать звуко-буквенный состав слова. Выбирая в настройках нужную букву, можно менять содержание игры на каждом занятии.

Неречевой слух

Игры из этого блока помогут ребенку развить свой слух, обострят слуховое внимание, а также расширят словарный запас. Главное, не только угадывать звуки, но и правильно называть его источник.

Моторика

Общая и мелкая моторика очень важна для определения речевого статуса ребенка. Предложенные игры позволяют проверить согласованность движений ребенка и поработать над развитием моторики в игровой форме, подражая движениям героев.

Тик-так звуки Даже двухлетнему малышу под силу произнести простые сочетания звуков – тик-так, динь-динь и т. п. Хорошая речь начинается с простых повторений. Главное, возвращаться к повторению этих звуков почаще!

2. Пожжужим Разные персонажи произносят «трудные» звуки. Ребенок, подражая им, пытается произнести звуки правильно. Намного интересней повторять такие звуки за животными и насекомыми, чем за логопедом.

3. Игрозвуки Освоение речи всегда начинается с повторения звуков, которые окружают малыша. Набор простых, веселых и эмоциональных звуков речи помогут детям научиться слушать и повторять за героями игры разные звуки.

4. Грибники Грибники заблудились в лесу. Чтобы их услышали и нашли, они подают разные необычные звуки. Если ребенок может повторить за грибниками сочетания гласных, то у него отличный слух.

3. Настольные пальчики Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи. Глядя на движения веселых Привидений и подражая им, ребенок активно разрабатывает свои пальчики.

К основным направлениям логопедической работы по формирования речевой деятельности относятся формирование: — коммуникативной и обобщающей функций речи; — планирующей и регулирующей функций речи; — артикуляционных навыков, физиологического и речевого дыхания; — звукослоговой структуры слова; — внутреннего и внешнего лексикона; — начальных навыков грамматического оформления высказывания; — внутренней глубинно-семантической структуры предложения (из 2–3 слов). К дополнительным направлениям коррекционной работы, необходимым для преодоления или профилактики вторичных нарушений в структуре дефекта, преодоления нарушений первоначальных нейропсихологических предпосылок, мы отнесли совершенствование: — моторной сферы: общей, мелкой, мимической и артикуляционной моторики; — перцептивной деятельности: зрительного, слухового, тактильного, вкусового и обонятельного видов восприятия; — пространственно-временных представлений; — разных видов и операций мышления; — развитие всех видов внимания; — обучение поисковым способом ориентирования : рассматриванию, планомерному наблюдению, ощупыванию, обследованию, сравнению; — коррекция и профилактика нарушений эмоциональ но-личностной сферы, в первую очередь — преодоление негативизма; — совершенствование предметно-практической, игровой деятельности, формирование трудовой и предпосылок к учебной; — нравственно-эстетическое воспитание неговорящих детей; — воспитание активности ребенка, развитие самосознания, самоорганизации, возможности планировать и контролировать свою деятельность. Реализация задач и принципов логопедической работы с безречевыми детьми происходит в процессе использования следующих средств: — игр и упражнений, активизирующих все высшие психические функции ребенка; — игр и упражнений, регулирующих мышечный тонус детей, позволяющих корректировать поведение детей, воздействовать на эмоциональноличностную сферу; — самостоятельной игровой деятельности; — игр, формирующих структуру речевой деятельности на всех ее уровнях (от мотивационнопобудительного до исполнительного); — особым образом организованной коррекционно развивающей среды; — организованным семейным воспитанием детей.

У безречевых детей нередко отмечается неврологическая симптоматика: перинатальная энцефалопатия, минимальная мозговая дисфункция, синдромы гипо- и гипервозбудимости, гипертензионно-гидроцефальный и церебрастенический синдромы. Для них характерны: снижение психической активности, внимания, памяти; недостаточность целенаправленной деятельности; симптомы поражения ЦНС, имеющие регредиентный характер; периодические кризы, проявляющиеся в приступах плача, рвотном рефлексе, беспокойном поведении, аффективно-респираторных приступах. Даже при легком и доброкачественном течении неврологических симптомов общий потенциал их снижен. Цель – создание условий для социализации и адаптации безречевых детей с помощью вербальных и не вербальных средств общения. Основные задачи: - коррекционно-педагогическая поддержка ребенка в образовательном процессе; - преодоление речевого и неречевого негативизма; - формировать устойчивый эмоциональный контакт со взрослыми и сверстниками; - расширять понимание речи детьми; формировать элементарные общие речевые умения; - разностороннее развитие безречевых детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации; - создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; - разработать систему взаимодействия с родителями и педагогами по повышению психолого-педагогической грамотности в вопросах социализации и адаптации безречевых детей.

Формы работы : урок, индивидуальная работа с учеником. Применяемые технологии: Технологии дифференцированного обучения. Данная технология позволяет сделать коррекционный процесс более эффективным, увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. Технологии логопедического обследования позволяют провести качественную функциональную диагностику и выявить нарушение или несформированность функциональных систем и тем самым подойти к причине трудностей, а с другой стороны, разработать стратегию эффективной, направленной коррекции, определить специальные коррекционные методы обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. Технологии коррекции звукопроизношения позволяют ускорить процесс постановки и введения нарушенных звуков в речь, развивают необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, точность, чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики. Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи Технологии логопедического массажа. Дифференцированный логопедический массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического артикуляционного аппарата, массаж, в конечном счете, опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи. Технологии развития лексико-грамматической стороны речи. Работа по развитию и обогащению словарного запаса проводится на каждом уроке, индивидуальном или групповом, это помогает преодолению формализма в знаниях и правильному развитию речи учащихся. Технологии развития связной речи. Занимательный речевой материал, разнообразные упражнения, задания с устной и письменной формами помогают в формировании у учащихся практических речевых умений и навыков, развивают внимание, память и мышление. Информационные технологии (компьютерные развивающие игры по развитию речи, коррекции речевого развития, направленных на развитие познавательных процессов, мультимедийные презентации по лексическим темам и ознакомлению с окружающим миром и др.). Применяемые на занятиях цифровые образовательные ресурсы (ЦОР, способствуют развитию слухового восприятия, навыка правильного произношения, умения связно говорить, самостоятельно выстраивать словосочетания и предложения, обогащают словарный запас, развивают логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность. Использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) облегчает труд, позволяет идти в ногу со временем, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающий процесс на логопедическом занятии и повысить его эффективность. Игровые технологии (дидактические игры, настольно-печатные игры, сюжетнодидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками, дидактические игры с предметами, словесные игры, игры-драматизации, ролевые диалоги, игрыиммитации, сопряженная гимнастика – театр пальчиков и языка, пальчиковый театр и др.). Они стимулируют детей к учебной деятельности, помогают расширять кругозор, развивать познавательную деятельность, формируют определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитивные процессы. Здоровьесберегающие технологии (массаж и самомассаж языка, ушных раковин, лица, кистей рук, гимнастика для глаз, физкультминутки, психогимнастика, игровые упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением, логоритмика и др.) позволяют чередовать мыслительную деятельность с динамическими паузами, равномерно распределять различные виды заданий, нормативно применять ТСО (технические средства обучения, что помогает формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Музыкотерапия (слушание, логоритмика, игры-релаксации, в качестве дополнения к визуальным образам и играм) помогает созданию положительного эмоционального состояния детей. Сказкотерапия. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся открытыми к восприятию действительности, проявляют заинтересованность в выполнении различных заданий. Су Джок массажеры (шарики и кольца). Регулярное и опосредованное стимулирование систем соответствия по Су Джок оказывает лечебное и профилактическое воздействие на речевые зоны коры головного мозга и положительно сказывается на исправлении речи детей. Кинезиологические упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Консультация для педагогов на тему «Особенности сказкотерапии с детьми. Основные приёмы работы со сказкой» Особенности сказкотерапии с детьми дошкольного возраста. Для групповой и индивидуальной работы может быть предложена любая сказка, которую.

Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.

Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста»Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Мастер-класс для учителей начальных классов «Особенности работы с детьми в условиях проекта» «ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ПРОЕКТА» Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это повышение мотивации.

Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры»Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры» Открытое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет по теме “Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры.

Занятие по развитию речи «Схема работы с неговорящими и слабоговорящими дошкольниками» Схема работы с неговорящими детьми выглядит следующим образом: Развитие понимания речи, накопление пассивного словаря Подготовка органов.

Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми»Эссе «Планета детства (ко Дню защиты детей)». Особенности работы с «особенными детьми» Безусловно, все дети любят праздники. Игры, сюрпризы, подарки. А рядом — друзья, близкие и родные люди, чтобы разделить с нами радость.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности работы с «неговорящими» детьми
Опубликовано: 24 ноября 2020 в 11:22
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности работы с «неговорящими» детьми» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Дружко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД