Людмила Оборина
Особенности работы с гиперактивными детьми в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Бытует ошибочное мнение, что гиперактивность – следствие родитель-ских ошибок. На самом деле, это особенность нервной системы ребенка, ко-торая на медицинском языке называется «синдром дефицита внимания с ги-перактивностью». Это не заболевание, не ярлык, который навешивается на ребенка. Это сигнал к тому, что такой малыш – особенный и требует особого подхода.
Публикация «Особенности работы с гиперактивными детьми в условиях детского сада» размещена в разделах
Гиперактивность у ребёнка становится заметной уже в дошкольном возрасте. Всё более отчётливо проявляется неспособность сосредоточиться на каком-нибудь предмете или явлении: ребёнок разбрасывает игрушки, не может спокойно дослушать сказку, досмотреть мультфильм. Но наиболее заметными проблемы с вниманием становятся к моменту, когда дошкольник приходит в детский сад. Появление такого ребенка в группе детского сада с первых же минут осложняет жизнь всего коллектива. Он попадает в коллек-тив, живущий по определённому распорядку, где от каждого требуется до-статочная степень самоконтроля. Гиперактивный ребёнок мешает организо-ванной деятельности в детском саду, вскакивает с места, отвечает невпопад, перебивает воспитателя. Педагоги, как правило, не в силах справиться с та-кими детьми, а родители не понимают активного поведения своих малышей. Вместе с тем, проблема остается. Удастся ли установить контакт с таким ре-бенком, во многом зависит от стратегии и тактики воспитателя, умения при-менять в своей работе рекомендации по работе с подобными детьми.
Если ребёнок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свиде-тельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может уси-деть долго за столом, неугомонен перед сном, непослушен в магазине игру-шек и бегает, не останавливаясь, после длительного переезда. Главное отли-чие активного ребёнка от гиперактивного заключается именно в том, что по-следний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на лю-бом, самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в гостях или кабинете врача. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. У него не работает механизм самоконтроля, в отли-чие от его сверстников, даже самых избалованных.
Гиперактивные дети суетливы, никогда не сидят спокойно. Нередко бы-вают болтливы. Часто беспричинно двигают кистями рук, стопами, елозят на стуле, постоянно оборачиваются. Они не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивают без разрешения, ходят по группе и т. п. Двигательная активность такого ребёнка, как правило, не имеет определённой цели. Он просто так бе-гает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно. Гиперактивные дети не могут играть в тихие игры, от-дыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определённым. Они все-гда нацелены на движение. Такой ребёнок чувствует себя неуютно в коллек-тиве, ведь попав в разряд «неуспевающих», он ощущает негативное отноше-ние со стороны педагогов и сверстников, что ещё больше усиливает неадек-ватное активное поведение. Дошкольника часто ругают взрослые, над ним смеются и «не берут в игру» дети. Из-за этого неуравновешенность, вспыль-чивость, заниженная самооценка. Вспышки гнева и раздражения случаются довольно часто и порой даже без видимой причины. Важно помнить, что та-кие дети, как правило, лишены чувства страха. Они, не задумываясь могут выскочить на дорогу перед движущимся автомобилем, могут прыгнуть с любой высоты, и т. п. Здесь нужен особый контроль со стороны взрослых, тем более что обычно у таких детей снижена реакция на болевые стимулы.
Подобное поведение чревато возникновением трудностей в обучении, восприятии окружающего мира, общении со сверстниками и взрослыми. По-этому к таким детям нужен особый, индивидуальный подход. У таких детей очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова «нет», «нельзя», «не трогай» для них, по сути дела, пустой звук. Для них система запретов должна сопровождаться альтернативными предложе-ниями. Например, если ребёнок начинает рвать обои – можно предложить ему порвать ненужный лист бумаги, а затем собрать все клочки в пакетик. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реа-гируют на похвалу, одобрение.
Воспитатели дошкольного учреждения должны помнить, что гиперак-тивному ребёнку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале занятия, а не в конце. Интересно, что ребёнок, работая один на один с взрос-лым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справля-ется с работой. Нагрузка должна соответствовать возможностям ребёнка. Например, если дети в группе детского сада могут заниматься какой-либо деятельностью 20 минут, а гиперактивный ребёнок работает продуктивно лишь 10 минут, не надо заставлять его продолжать занятие дольше. Пользы это не принесёт. Разумнее переключить его на другой вид деятельности: по-просить полить цветы, накрыть на стол и т. д. Если ребёнок в состоянии продолжить занятие, можно разрешить вернуться к нему. В процессе обуче-ния, особенно на первых порах, гиперактивному ребёнку очень трудно од-новременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в нача-ле работы педагог может снизить требовательность к аккуратности. Это поз-волит сформировать у ребёнка чувство успеха. Дети получат удовольствие от выполнения задания, и как следствие - у них повысится самооценка.
Занятия с детьми должны способствовать снятию напряжения, излиш-ней двигательной активности, снижению агрессивности, развитию умения концентрировать внимание, следовать инструкциям педагога. Многие дети с гиперактивностью с трудом выдерживают тихий час в детском саду. В таком случае необходимо сесть с ребёнком рядом, погладить по головке, пригова-ривая ласковые, добрые слова. Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряжённость дошкольника будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня, будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным, а порой и выспавшимся. Эмоциональный и тактильный кон-такт очень эффективен при взаимодействии с такими детьми.
Гиперактивный ребёнок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слиш-ком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спо-койными. Помните: нет хладнокровия – нет преимущества! Прежде чем реа-гировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до 10). И тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и чувства вины за проявление своей слабости, сможете лучше по-нять ребёнка, который так нуждается в вашей поддержке.
Педагоги и родители должны иметь четкие представления о том, какие нарушения поведения ребенка указывают на невнимательность, гиперактив-ность и импульсивность. Приведем описания этих симптомов:
симптомы
невнимательность гиперактивность импульсивность
- недостаточно внимате-лен к деталям;
- с трудом удерживает внимание;
- создается впечатление, что ребенок не слушает говорящего;
- имеет трудности орга-низации;
- избегает выполнения задания;
- теряет предметы;
- отвлекается на внешние раздражители;
- забывчив. - не может усидеть на месте, когда это требу-ется;
- шумно играет;
- чрезмерно разговор-чив. - быстро дает ответы на вопросы, иногда не дождавшись их окон-чания;
- проявляет нетерпе-ние, когда приходится ждать своей очереди;
- прерывает и вмеши-вается в чужие разго-воры.
Правила поведения педагога с гиперактивным ребёнком :
* «не замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;
* применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по голове, прижать к себе;
* сажать за первый стол, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий;
* давать возможность в середине организованной деятельности подвигаться (попросить что-нибудь поднять, принести, предложить протереть доску и т. п.);
* хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто про-являть свою радость, если ребёнок довёл какое-то дело до конца.
Как сформировать произвольную регуляцию деятельности у гипе-рактивного ребенка?
1. Не опекать чрезмерно такого ребенка.
2. Учить устанавливать договоренности относительно требований режима дня.
3. Ребенку необходимо самому принимать активное участие в решении во-просов о том, когда, что и в каком объеме ему необходимо делать.
4. Ребенок должен иметь возможность высказывать собственные пожелания.
5. Повторять обговоренный режим изо дня в день.
6. Включить в обиход функцию контроля времени – таймер, который необ-ходимо установить заблаговременно до какого-либо задания (ребенок при-выкает работать, планируя свои действия).
7. Повышение социальной компетентности, развитие общения (учить анали-зировать действия, находить причинно-следственные связи, проигрывать жи-тейские ситуации, составлять рассказы по картинкам, оценивать поведения героев).
При игре с гиперактивным ребенком надо учитывать особенности та-ких детей, а именно их неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быструю утомляемость, неумение выслушивать и выполнять ин-струкции (концентрировать своё внимание на деталях, трудности в ожида-нии своей очереди и неумение считаться с интересами окружающих. Поэтому играть нужно сначала индивидуально, постепенно подключая их к малень-ким подгруппам, и лишь после этого выводя на коллективные игры.
Вот некоторые примеры таких игр:
- «Черепаха» - для контроля за своими движениями: движение ребёнок начинает от противоположной стены к взрослому, как черепаха – медленно, не останавливаясь и не спеша. Через 2 – 3 минуты дается новая команда – остановиться, «замереть». Если игра проходит в группе, то побеждает тот, кто оказался дальше всех от взрослого. Можно повторить игру несколько раз, и обсудить её (что мешало двигаться медленно, и что помогло выпол-нять команды);
- «Клубочек» - для обучения саморегуляции: расшалившемуся ребенку надо смотать в клубок яркую пряжу (веревку, причем размер клубка с каждым разом увеличивается, сообщая при этом, что пряжа (веревка) волшебная – она поможет ему успокоиться, не огорчаться, не уставать и не «заводиться», как только он начнет её сматывать;
- «Птичка» - на развитие мышечного контроля: дать ребенку в ладошки ма-ленькую, хрупкую пушистую птичку (иную игрушку, он должен подержать её в ладошках, защитить от коршуна, погладить, поговорить с ней, сказать добрые слова и успокоить ее. В дальнейшем игрушку можно не класть, а напомнить ребенку о ней и предложить успокоить ее снова, просто сложив ладошки и сев на стул;
- «Что нового» - игра для обучения концентрировать внимание на деталях: взрослый рисует геометрическую фигуру, по очереди (если в группе, то дети) к фигуре дорисовываются детали, создается тем самым картинка. Когда кто- то пририсовывает детали, остальные глаза закрывают, и после их открытия находят новое в рисунке. Чем дольше игра, тем сложнее;
- «Ласковые лапки» - игра для снятия напряжения мышечных зажимов, снижения агрессивности: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различ-ной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по ло-коть.
Воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласко-выми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикаса-ется к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживаю-щими, приятными.
Вариант игры: «зверёк» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребёнком местами.
- «Кричалки—шепталки—молчалки» - игра на развитие наблюдательно-сти, умения действовать по правилу: из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — “кричалку” можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — “шепталка” — можно тихо передвигаться и шеп-таться, на сигнал “молчалка” — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует “молчан-ками”.
Гиперактивным детям надо развивать привычку осмысливать происхо-дящее, задумываться о причинах, прогнозировать последствия, правильно интерпретировать свои чувства и чувства других людей. Для этого идеально подходит кукольный театр, ролевая игра с игрушками. Она дает возмож-ность ребенку оценить и свое поведение, и поведение окружающих, отрепе-тировать правильные модели поведения. В кукольных сценках можно про-играть самые разные ситуации, вызывающие у ребенка психологические трудности. Сценки должны быть очень простыми и строиться по принципу: «Плохой вариант — хороший вариант». Например, разыгрывается, как ре-бенок мешает старшему брату готовить уроки, и дело заканчивается пота-совкой. А потом — положительный вариант, идеальная модель поведения, уход от конфликта (даже если в жизни ребенка этого практически не бывает). По мере продвижения вперед сценки должны усложняться, разнообразиться, обрастать сказочными или приключенческими подробностями.
Необходимо с самого начала строить взаимоотношения с ребёнком на принципах согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать ему делать всё, что вздумается. Нужно объяснить, почему это вредно или опасно. Если не получается – отвлечь, переключить внимание на другой объ-ект. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше всего используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения. Выражая недовольство, не следует манипулировать чувствами ребёнка и уж тем более его унижать. Следует эмоционально поддерживать дошкольника во всех попытках кон-структивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были. Не ждите быстрых результатов! Важна ваша планомерность, тер-пение, вера в этого ребенка и постепенно ситуация начнет меняться в лучшую сторону.