Приложение МААМ

Особенности психолого-педагогической диагностики детей с РАС

Дарья Лукьянова
Особенности психолого-педагогической диагностики детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы

За последнее десятилетие значительно увеличилось количество детей, имеющих диагноз РАС – расстройство аутистического спектра. Это специфическое нарушение развития, которое проявляется в нарушении социального взаимодействия, коммуникации, ограниченным кругом интересов, стереотипным поведением. Несмотря на общие черты, группа детей с РАС очень неоднородна. Базовые нарушения при РАС имеют стойкий и системный характер и могут проявляться практически во всех сферах.

Своевременное выявление данной проблемы является важнейшим фактором, влияющим на успешность дальнейшей коррекции, так как с возрастом снижается пластичность ЦНС и психики в целом, уменьшается потенциал развития, снижается эффективность коррекционно-развивающих мероприятий. То, что удаётся сделать в раннем и дошкольном возрасте, во многом определяет всю последующую жизнь человека с этим диагнозом.

Этио-патогенетических методов диагностики РАС пока не существуют, потому что до сих пор неизвестны причины и механизмы возникновения этого заболевания. Поэтому диагностические критерии РАС указываются с поведенческих позиций: диагност наблюдает за поведением ребенка в различных ситуациях, и, если особенности его поведения совпадают со всеми или необходимой частью этих диагностических критериев, делается вывод о наличии этого расстройства развития. Стандартизированные методики психолого-педагогической диагностики не всегда доступны для детей с РАС из-за особенностей развития их интеллектуальной сферы и навыков саморегуляции.

Перед проведением первичного обследования, кроме стандартных документов, необходимо провести подробную беседу с родителями. Специалисту необходимо узнать данные из медицинского анамнеза; какие диагнозы и где были уже поставлены; данные обследований узких специалистов. Особое внимание уделяется особенностям раннего развития (моторного, речевого, психического). Важно учитывать сведения о предшествующей работе с ребенком: в каких учреждениях она происходила, какие методики использовались в ходе занятий. Специалист подробно узнает о поведении ребенка дома и вне дома: пользуется ли ребенок речью, понимает ли обращенную речь, выполняет ли просьбы, во что и как он играет, а также реакция на новые ситуации, наличие страхов, тревоги, истерик и т. д., особенности поведения на улице, сформированность навыков самообслуживания, наличие проблем со сном, едой, туалетом, реакция на боль, холод, голод.

Важно учитывать при этом возраст ребенка. В каждый возрастной период есть особые «маячки», особенности поведения, которые могут указывать на наличие РАС у ребенка. Так, уже в возрасте 6-18 месяцев стоит обращать внимание, если ребенок не замечает чего-то нового, не использует лепет, с трудом удерживает или манипулирует с игрушками, не сидит и не ползает, не ест твердую пищу. К 3-м годам может отмечаться отсутствие интереса к играм с другими детьми и взрослыми, появление игры в виде выстраивания игрушек в ряд, трудности в самообслуживании, трудности при рисовании или отсутствие этого навыка, отсутствие речи. Для любого возраста важными диагностическим критерием будет являться отсутствие зрительного контакта. Для удобства, существуют специальные методики-опросники для родителей, которые можно использовать во время диагностики.

При проведении первичной психолого-педагогической диагностики ребенка с РАС желательно, чтобы сбор анамнеза и беседа с родителем была не в присутствии ребенка, чтобы избежать негативных реакций (дети с РАС могут быть очень чувствительны к поведению, словам и эмоциональным реакциям родителей). Из зоны досягаемости необходимо убрать все вещи, которые могут быть опасны – острые, тяжелые, предметы, которые можно разбить, а также еду и питье. Из-за гиперчувствительности дети с аутизмом тонко реагируют на посторонние шумы, зрительные стимулы. Поэтому в кабинете должно быть мягкое освещение, тишина, отсутствие резких запахов.

При установлении контакта ни в коем случае нельзя давить на ребенка и принуждать его к общению. Если ребенок проявляет выраженный негативизм или страх, рекомендуется предложить выбрать игрушку (игрушки заранее подготовлены и лежат в определенном месте). Можно продолжить работу с ребенком через игрушку (например, обращаться с просьбами к кукле, предлагать игрушечному мишке задания и т. д.). Не стоит делать ребенку замечание, если он вышел из-за стола, ходит по кабинету. Если ребенок возбужден, не слышит или не хочет слышать взрослого, лучше перейти на шепотную речь. При работе с таким ребенком важно следовать его интересам, учитывать доступные ему средства коммуникации (вербально, невербально, через игрушки и т. д.). У детей с РАС очень быстро наступает истощение и пресыщение, поэтому нужно давать ребенку отдохнуть от выполнения задания или наоборот, предъявлять их в ускоренном темпе, если он успешно с ними справляется.

Особенностью диагностики ребенка с РАС является то, что специалист в первую очередь обращает внимание на поведение и эмоции ребенка, больше наблюдает за ним, а результаты деятельности ребенка и выполненные методики могут быть второстепенными критериями диагностики. Именно наблюдая за ребенком, можно выявить основные особенности его развития. Начиная с первых секунд, как ребенок зашел в кабинет, нужно отмечать его реакции, как меняется его выражение лица, как он передвигается по комнате, проявляет интерес к чему-либо, реагирует ли на других, хочет ли покинуть сразу комнату и т. д. Наблюдая за поведением в процессе диагностики важно отмечать, если насколько глубоко ребенок поглощен своей игрой или предложенными заданиями, является ли его деятельность хаотичной или целенаправленной, присутствие стереотипий, может ли ребенок сам проявлять активность. Следует избегать ситуаций, которые могут вызвать у ребенка негатив, страх, а в случае аффективных проявлений выяснить, что является их причиной, триггером. Учитывая нарушения коммуникации у таких детей, важно отмечать, насколько развита речь ребенка, соответствует ли речевая активность ситуации, использование жестовой речи.

Таким образом, психолого-педагогическая диагностика ребенка с РАС отличается от диагностики детей с другими нозологиями. Эта диагностика является более длительной, комплексной, для нее необходима адаптация и индивидуализация методик и приемов, должны быть подобраны специальные материалы, поддерживающие интерес ребенка.

Результатом диагностики является заключение с описанием особенностей коммуникативной, эмоционально-волевой сферы (на основе наблюдения, а также когнитивной и сенсорной сферы (на основе результатов продуктивной деятельности и выполненных методик, а также рекомендации по дальнейшей коррекционной работе.

Публикации по теме:

Аналитический отчет по результатам педагогической диагностики во второй младшей группе Аналитический отчет по результатам педагогической диагностики во второй группе № 2 за первое полугодие 2019-2020 учебного года. По результатам.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики 1. Представления о природе. Задание №1. Цель. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; выяснить, имеет ли ребёнок представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет. Методика диагностики (продолжение) 2. Отношение к природе. Задание №1. Цель. Выявить характер отношения ребенка к природе. Методика. Наблюдение за отношением детей к живым.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности психолого-педагогической диагностики детей с РАС
Опубликовано: 17 января 2025 в 12:12
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности психолого-педагогической диагностики детей с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Лукьянова (УИ 2863706) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
18 января 2025 суббота
Лепим, клеим и рисуем снеговиков
19 января 2025 воскресенье
Всемирный день снега и день зимних видов спорта!
С Крещением!
Какой ваш любимый зимний вид спорта?



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД