Грачёва Татьяна
Особенности психических процессов у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности психических функций детей с ТНР
Особенности познавательной сферы.
Все психические процессы развиваются при непосредственном участии речи.
Формально сохранный интеллект.
У детей с речевыми нарушениями психические процессы развиваются неравномерно. Свойственно дисгармоничное развитие.
Особенности эмоционально-волевой сферы:
Эмоциональные процессы регулируют все остальные процессы и психические функции.
-Снижена потребность в качественном общении;
- неумение понимать чувства других по мимике, жестам и реагировать;
Темочки:
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
- явно выражен негативизм, обидчивость, зависимость от окружающих;
- агрессивность, заниженная самооценка;
- затруднено понимание юмора.
ВАЖНО: Вселять уверенность, поддерживать успешность детей!
Учить адекватной самооценки, показывать ребёнку его точки роста.
Восприятие:
Нарушено у всех детей.
-Нарушение целостного образа (трудно или не может сложить разрезные картинки, из частей целое);
-Нарушено восприятие схемы тела;
-Пространственно-временных ориентиров;
-Значительно снижен слуховое;
-Часто не понимают предлоги «на», «под», «над», и др.
Внимание;
-недостаточно устойчивое;
-ограничены возможности распределения;
-низкий уровень произвольного внимания;
-испытывает трудности при любой деятельности, часто не может определить способы действий;
-распределение внимания между речью и практическими действиями
-нарушен контроль за деятельностью.
ИГРЫ: Слушай и выполняй, Исправь ошибки.
Память:
- нарушена слуховая память и продуктивность запоминания;
- меняет местами порядок слов в предложении;
- плохо запоминает имена, отчества, названия;
ВАЖНО: Развивать зрительную и слуховую с опорой на наглядность!
ИГРЫ: Цепочка слов по аналогии (фрукты, овощи, транспорт).
Мышление:
-С трудом овладевает мыслительными операциями;
-анализом, синтезом, сравнением;
-нарушены причинно-следственные связи;
-очень сложно выполняет задания по образцу;
-не всегда понимает и осознаёт выполненное и не может объяснить то, что сделал.
-часто избегает интеллектуальных усилий.
ВАЖНО: Многократное повторение с опорой на показ.
Иры: Бывает, не бывает. (с мячом 4-5 лет)
Назови всё круглое, (красное, «Закончи слово», «Сравни героев найди одинаковые детали с разными функциями.)
«Игры аналогии» (У кошки молоко,» (предметы, у коровы трава, Что у овцы?
-Однообразность;
-быстрая истощаемость;
-больше время для включения в работу; сначала, что потом».
Воображение:
-затруднено словотворчество.
важно: развивать творческое воображение, где любой пример помогает всем мыслительным функциям!
Игра: «Представь, что ты стул,». «Небылицы в рассказах». «Если бы ты оказался на необитаемом острове». «Если бы ты вошёл в контакт с инопланетянином».