Екатерина Москалева-Потемкина
Особенности проведения занятий по физической культуре у детей со сложной структурой дефекта
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности проведения занятий по физической культуре у детей со сложной структурой дефекта (на примере детей с расстройствами аутического спектра и дебильностью)
Согласно данным исследований и наблюдениям опытных дефектологов-практиков, дети со сложной структурой дефекта составляют в среднем до 45 % контингента специальных образовательных учреждений. Обучение и воспитание детей со сложными нарушениями представляют собой, достаточно малоизученную и труднейшую проблему специальной педагогики и психологии. До недавнего времени, в нашей стране, многим детям вообще невозможно было предоставить какой-либо реальной педагогической помощи, так как они считались необучаемыми (например, умственно отсталые дети с глубокими нарушениями зрения и слуха). Однако, за последнее десятилетие, положение в области коррекционного обучения и воспитания этой категории детей существенно улучшилось. В число первоочередных задач входила проблема ранней диагностики сложного дефекта. Слишком поздняя диагностика — типичное явление в практике коррекционной работы с такими детьми. Вследствие этого дети со сложными нарушениями развития обычно слишком поздно попадают в сферу специального обучения. Нередко такая возможность возникает для них лишь к началу школьного возраста.
Публикация «Особенности проведения занятий по физической культуре у детей со сложной структурой дефекта» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
В настоящее время большинство таких детей обучается в специальных классах коррекционных школ.
Общей закономерностью, свойственной развитию детей со сложными дефектами, является особая отягощенность условий раннего развития ребенка. Наличие не одного, а двух и более первичных нарушений чрезвычайно отягощают контакт ребенка с внешним миром, он попадает в условия депривации (материнской, сенсорной, культурной) и в сенситивный период развития основных психических функций, терпит значительный ущерб. Таким образом, это ведет к недоразвитию как отдельных функций (формирование образов предметов, пространственная ориентировка и моторика, эмоционально-чувственный контакт со взрослыми и общение с ними, предметные действия, так и к задержке психического развития.
Таким образом, оказывается, что по отношению к ребенку со сложным дефектом развития последующей компенсации аномалии становятся наиболее актуальными не только в силу сложности нарушения, сколько в силу значительного отставания в развитии, связанного с упущенными возможностями оптимального времени начала процесса компенсации дефекта развития. Большинство исследователей, занимающиеся проблемой сочетанных нарушений, отмечают тот факт, что психическое развитие при двойном или тройном дефекте не сводится к сумме особенностей психического развития при каждом нарушении, а образует новую, достаточно сложную структуру нарушений и требует особого психолого-педагогического подхода (исследования Т. В. Розановой, А. И. Мещерякова и др.). Так, среди умственно отсталых встречаются дети, у которых обнаруживается два и более отклонений в развитии. Это дети со сложными недостатками развития: олигофрены с поражением анализаторов (слуха, зрения, со специфическими речевыми отклонениями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, аутизмом.
Таким образом, при проведении занятий физической культурой у детей с ССД (аутизм и умственная отсталость) необходимо учитывать особенности психики таких детей, их неусидчивость, дефицит внимания, а так же стоит иметь в виду возможную задержку физического развития, т. к. при реабилитации таких детей родители зачастую забывают о необходимости физического воспитания таких детей.
Как известно, физические упражнения двояко влияют на психические функции. С одной стороны, они способствуют их развитию, а с другой - обеспечивают устойчивость умственной работоспособности.
Поэтому, при проведении занятий по физической культуре у детей с ССД (аутизм и УО, необходимо учитывать:
- проблемы с концентрацией внимания. У здоровых детей на 5-6 году жизни во время занятия охватывается примерно 3 вида основных движений (например, бег, ходьба, прыжки, у детей с аутизмом и УО в течение занятия охватываются почти все виды двигательной активности. В силу своих особенностей, такие дети часто не в состоянии долго концентрироваться на одном движении, их деятельность склонна перепрыгивать с одного на другое, поэтому движения из занятия в занятие часто повторяющиеся, что хорошо воспринимается аутистами в силу их особенностей психики. При этом такие дети обнаруживают склонность к циклическим движениям, часто резким, поэтому такие дети с удовольствием много бегают, в зимний период благосклонно воспринимаются лыжи, если есть возможность посещать бассейн-они с удовольствием плавают. Надо отметить, что у таких детей часто наблюдается особая привязанность к необычным предметам и дети могут настаивать на особом порядке выполнения ритуалов. Эту склонность довольно успешно используют различные педагоги, приучая детей к ритуалу приветствия и прощания и вовлекая в образовательную деятельность. Таким образом, следующий пункт, это:
-наличие твердого расписания занятий и четкой структуры занятия : ритуал приветствия, ритуал прощания, порядок освоения движений должен быть одним и тем же. Не рекомендуется, например, менять порядок бега и ходьбы, или метания мяча и лазания.
-желательно наличие в структуре занятия циклических движений: бег, велотренажер, лыжи, плавание.
-рекомендуется использовать музыкальное сопровождение. Такими детьми хорошо воспринимаются детские песни и песни Е. Железновой, благодаря своим несложным текстам, они довольно успешно воспринимаются детьми, дети их могут выучить и подпевать, что будет способствовать развитию речи. А выполнение движений согласно словам песни развивает координацию.
В заключение хотелось бы отметить, что признаки непатологических форм аутизма были установлены у некоторых известных людей и гениев науки, а также у спортсменов. Например, Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн, Билл Гейтс и 18-кратный олимпийский чемпион по плаванию Майкл Фелпс.