Марина Цыбина Казакова
Особенности проведения подвижных игр с младшими дошкольниками в период адаптации к детскому саду
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности проведения подвижных игр с младшими дошкольниками в период адаптации к детскому саду
«Я не боюсь еще и еще раз повторить
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Подвижные игры для детей
- Средняя группа
- Темочки
Аннотация. В статье рассматривается вопрос использования ресурсов «мягкой педагогики» при проведении подвижных игр с детьми раннего возраста в адаптационный период. Приводятся примеры «мягкого воздействия» на детей 2-3 лет.
Ключевые слова. Адаптация, ранний возраст, подвижная игра, мягкая педагогика.
В жизни любого родителя рано или поздно наступает момент, когда нужно отдавать ребенка в детский сад. Адаптация малыша – процесс сложный, поскольку адаптивные возможности детского организма ограничены. В этот период ребенок испытывает дискомфорт, причем не только физический (напряжение мышц, учащение дыхания, но и эмоциональный («уход в себя», агрессивность, повышенная тревожность).
Чтобы снизить возможное напряжение, мы, педагоги, должны переключить ребенка на то, что приносить ему удовольствие, а именно на игровую деятельность. Основное предназначение подвижных игр в этот период – формирование эмоционального контакта в таких парах, как «ребенок-ребенок» и «ребенок-взрослый».
Детям младшего дошкольного возраста просто необходимо движение. Известно, что дети, которые постоянно находятся в движении, меньше болеют и подвергаются различным заболеваниям, крепко спят, быстрее развиваются физически. Игра - основное занятие ребенка дошкольника и занимает ведущее место в его образе жизни. А при рассмотрении вопроса адаптации мы особенно выделяем подвижные игры, когда ребенок или несколько детей сразу включаются в бурную двигательную деятельность.
Подвижные игры в этом возрасте проводятся со всеми детьми для того, чтобы ни один ребенок не почувствовал себя забытым, обделенным во внимании.
В первой младшей группе МДОУ «Детский сад № 39» реализуется проект «Мягкая педагогика», способствующий созданию благоприятной, психологически безопасной и комфортной образовательной среды для детей 2-3 лет в условиях временной депривации матери.
Рассмотрим способы «мягкого воздействия» педагога и детей в процессе проведения подвижных игр с детьми раннего возраста.
«Мягкие прикосновения».
Игра, как правило, начинается с приглашения. Вот и мы, начиная подвижную игру, выполняем мягкие, плавные движения ладоней к себе; повторяем их с разной амплитудой (зовем одного малыша, приглашаем группу деток).
1, 2, 3, 4, 5 – Кто пойдет со мной играть?
Эй, дружок, не робей!
Подходи ко мне скорей!
Ты не будешь здесь скучать –
Будешь весело играть!
1, 2, 3, 4, 5 –
Собираемся играть!
Будем бегать и скакать,
Чтобы сильными нам стать!
«Мягкий голос».
Дети раннего возраста больше реагируют на интонации, чем на содержание речи. Поэтому при проведении подвижных игр важно использовать вариации «мягких»- спокойных и «мягких»-побудительных интонаций.
Достаточно часто в подвижные игры, предназначенные для детей раннего возраста, мы включаем элементы фольклора.
«Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Вот так, вот так
Он ушами шевелит».
Встань, малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок,
Топ,топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом,
Топ, топ!
«Звучание» среды очень важно для маленького ребенка. В сочетании с мягкостью движений, прикосновений, ласковостью голоса и простых и понятных выражений среда в образе заботливых взрослых создает для ребенка крепкий психологический базис для позитивной социализации и успешного развития на всех этапах жизни.
«Мягкая мимика».
Мимика меняется от малоподвижной (создает впечатление созерцательности и уюта) к подвижной (легкая степень оживленности создает впечатление заинтересованности, внутренней активности) в зависимости от общения участников игры.
Для ребенка раннего возраста очень важны «сигналы», поступающие от того, с кем он контактирует. Эмоциональное общение в процессе проведения подвижных игр возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
«Включение в подвижные игры неоформленного текстильного материала» (платочки).
Одними из самых любимых подвижных игр малышей являются те, которые включают в себя неоформленный текстильный материал.
Ткань – это мягкий, пластичный материал, пригодный для любой детской деятельности. Данный вид игр очень популярен у малышей. Платочки – это самый простой и доступный материал, который есть в детском саду.
Обычно, играя с платочком, малыши проговаривают отдельные фразы из потешек, прибауток, их речь становится более эмоциональной. Игры с платочками развивают движения руки. Кисти рук становятся более гибкими и подвижными. Кроме этого, платочек может заменить ребенку партнера по танцу в самом начале адаптационного периода. К таким играм и игровым ситуациям можно отнести такие, как «Ку-ку», «Здравствуйте», «Зайка серенький сидит», «Прятки с платочком», «Ай-да», «Петушок», «Птичка», «Кружится, кружится алый платочек», «Вот какой платочек мой», «У кого в руках платочек, тот пойдет со мной в кружочек» и др.
В заключении еще раз отметим, что в настоящее время существует множество способов, позволяющих сделать процесс привыкания к детскому саду безболезненным в психологическом плане. И одним из таких способов является включение элементов «мягкой педагогики» в игровую деятельность дошкольников.
Библиографический список
1. Файзуллаева Е. Д. «Мягкая педагогика». Воспитание детей раннего возраста: учебно-методическое пособие для реализации образовательной программы «Теремок»/ Под ред. И. А. Лыковой. – М. : Цветной мир, 2021.