Ольга Александровна Козлова
Особенности проведения наблюдений в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Основным методом в экологическом развитии дошкольников является наблюдение. Наблюдение - это сложный вид психической деятельности, включающий различные мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально – волевые стороны личности ребёнка. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании через различные формы восприятия (зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное и др.)
Публикация «Особенности проведения наблюдений в детском саду» размещена в разделах
Наблюдения бывают двух видов : по продолжительности – кратковременные (от 5 до 15 мин., длительные (свыше 15 мин). По характеру включения в педагогический процесс – эпизодические (проводимые от случая к случаю) и систематические, распознающие и воссоздающие. По совету С. Н Николаевой наблюдения проводить лучше в форме циклов. В зависимости от познавательных задач используются различные виды наблюдения : со всей группой, с небольшой группой, с одним ребёнком. Существуют правила организации наблюдения : дети должны получать чувственную (сенсорную) информации посредством восприятия объектов природы с помощью зрения, слуха, обоняния, тактильных и кинестетических ощущений. Такое восприятие любых предметов и явлений природы возможно лишь при непосредственном контакте с ними. Воспитатель должен словесно обозначить всё то, что видят дети, но слово идёт вслед за чувственным восприятием – только в этом случае у ребёнка формируется полноценное знание.
Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без умственного утомления - в этом заключается успех и воспитательно –образовательная эффективность мероприятия.
Каждое наблюдение имеет чё ткую структуру: начало, основную часть и конец. Начало наблюдения решает достаточно трудную задачу – собрать детей и сконцентрировать их внимание. Приёмы, используемые в этот момент не должны быть слишком яркими, необычными. Это может быть загадка – описание или загадка действие о предмете наблюдения. Во второй части необходимо использовать приёмы, которые обеспечат детям самостоятельное получение сенсорной информации. Предлагается внимательно рассмотреть объект и ответить на вопросы. После каждого вопроса должна быть пауза. Дождавшись высказываний большинства детей, воспитатель подтверждает правильную информацию. Усилить наблюдение, помочь в усвоении его содержания –правильно найденные и включенные в него действия и движения, которые выполняют сами дети. Двигательная активность снимает напряжение, но не выводит из содержательного пространства. Завершения наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Можно прочитать стихи, спеть песню, загадать загадку.
Наблюдения на прогулке ставят цель научить детей созерцать природу, видеть, выделять отдельные объекты и явления природы, накапливать эмоционально – чувственный опыт в процессе непосредственного общения с природой. Главный методический приём – диалог с природой, очеловечение природы (Природа живёт, меняется, огорчается, злится). Тематика может быть разнообразной: за растениями, животными, птицами, насекомыми, за неживой природой, наблюдения за трудом взрослых, жизнью улицы.
Наблюдаемые объекты фиксируются для того чтобы лучше запечатлелись в памяти детей: календарь природы, календарь погоды, дневник наблюдения.
Постепенно в результате наблюдений у детей развивается способность к суждениям, дети могут не только назвать предмет, но и объяснить их свойства и назначение. Экологические наблюдения формируют у детей представление о животных и растениях как о живых организмах, показывают взаимосвязи, существующие в природе.