анна васильева
Особенности проведениея занятий ро ИЗО в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗО В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
Вы знаете, мне по-прежнему верится, что, если останется жить земля, главным достоинством человечества будут когда-нибудь учителя…" Р. Рождественский
Психологические исследования и практика показали, что для детей с задержкой психического развития характерны неустойчивость внимания, трудности в процессе восприятия. Одни дети на занятиях действуют импульсивно, постоянно отвлекаясь, другие, напротив, проявляют инертность. Все это затрудняет выполнение учебной задачи, поставленной на занятии.
Публикация «Особенности проведениея занятий ро ИЗО в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В целях комплексной коррекции задержки психического развития педагоги и специалисты коррекционной группы планируют все фронтальные и индивидуальные занятия в едином блоке каждой темы. Важным условием при этом является тесное взаимодействие всех специалистов в планировании педагогического процесса.
Занятия по изобразительной деятельности проводятся в едином блоке занятий по ознакомлению с окружающим, с художественной литературой, математикой и конструированием.
Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития ребенка, для совершенствования психический функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования).
Занятия по изобразительной деятельности занимают особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития. Изодеятельность интересна для ребенка. Он радуется результату своей работы: рисования, лепки, аппликации. Свой рисунок или поделку он может подарить маме, близким друзьям, а также использовать их в игре.
Чтобы каждое занятие было не только интересным для ребенка, но и решало задачи коррекции его психического развития, воспитатель должен тщательно к нему готовиться. Важными моментами при подготовке к занятию являются следующие :
• Выбор названия занятия, способствующего созданию выразительного образа («Мишка веселый и грустный», «Смешной снеговик», «Храбрый заяц»)
• Определение вида занятия (одновидовое, интегрированное, комплексное)
• Выбор бумаги для рисование (альбомная, тонированная, обойная, иллюстративная, калька разных размеров, хоти рисовать можно не только на бумаге, но и на асфальте, песке, снегу.
• Выбор изобразительных материалов ( краски: гуашь, акварель; фломастеры, маркеры, карандаши, сангина, уголь).
• Выбор материала для лепки (глина, пластилин, мучная масса с солью).
• Подготовка разных деталей, шаблонов из бумаги для украшения работы (фартучек, платочек, зонтик, платьице т. д.); прорезных силуэтов (птички, цветочка, зайчика и т. д.) для закрашивания в младших группах.
• Выбор мотивации деятельности (хлебобулочные изделия лепим для игры в магазин, цветы рисуем для мамы или в подарок товарищу, и т. д.)
Необходимо также предусмотреть возможности использования занимательной графики (печатание, обводка силуэтов, монотипия, занимательные краски, а также выполненных раннее детский работ на других занятиях (на раскрашенной тарелке расположить овощи, фрукты из пластилина; по рисунку дворца для Василисы Премудрой построить дворец из строительного материала; использовать рисунки для декорации к кукольному театру).
Для развития изобразительных навыков, эстетического восприятия на занятиях изодеятельностью используют разнообразные приемы и методы:
• Рассматривание предметов искусства на каждом занятии (книжная графика, живопись, архитектура, народно-прикладное искусство).
• Чтение художественной литературы, пение песен, слушание музыки.
• Показ способов изображения предметного рисунка, поэтапный показ воспитателя.
• Полный и частичный показ способов изображения отдельными детьми.
• Игры и танцы на занятии.
• Поощрение, показ удачно начатой работы, советы, пояснения, индивидуальный показ.
• Анализ детских работ (работы выставляются на стенде, на столе, на книжных подставках).
Изобразительной деятельностью дети любят заниматься не только на специально организованных занятиях, но и в свободное время. В самостоятельной художественной деятельности воспитатель также осуществляет руководство, только не прямое, а косвенное. Например, рисует на большом листе лес для декорации к театру, дети с интересом наблюдают. Воспитатель предлагает им нарисовать грибы, ягоды, цветочки в лесу, листья на деревьях. Эту картинку дети могут рисовать несколько дней, чтобы тщательно прорисовать раскрасить все изображения.
В самостоятельной деятельности воспитатель привлекает детей к играм с народными игрушками, к рассматриванию иллюстраций в книжках, к выкладыванию узоров из мозаики; заинтересовывает детей занимательной графикой (дорисуй веселые кляксы, обведи картинку, напечатай цветочки морковкой, картошкой).
Темы для свободного рисования, лепки аппликации могут быть самые разные:
«Что умею рисовать»
«Веселое рисование»
«Картинки из мозаики»
«Лепим продукты для магазина»
«Мой любимый праздник»
«Укрась что хочешь» (салфетка, платье, юбка, коврик, шарфик)
«Кто летает» (рисование, летка)
«Нарисуй любимую сказку»
Ежемесячно следует проводить специальные занятия по замыслу.
Такое разностороннее включение изобразительной деятельности в жизнь ребенка поможет развитию моторики руки. Творческих способностей, эстетического восприятия.
Занятия по изобразительной деятельности занимают особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития. Изодеятельность интересна для ребенка. Он радуется результату своей работы: рисования, лепки, аппликации. Свой рисунок или поделку он может подарить маме, близким друзьям, а также использовать их в игре.
Чтобы каждое занятие было не только интересным для ребенка, но и решало задачи коррекции его психического развития, воспитатель должен тщательно к нему готовиться. Важными моментами при подготовке к занятию являются следующие :
• Выбор названия занятия, способствующего созданию выразительного образа («Мишка веселый и грустный», «Смешной снеговик», «Храбрый заяц»)
• Определение вида занятия (одновидовое, интегрированное, комплексное)
• Выбор бумаги для рисование (альбомная, тонированная, обойная, иллюстративная, калька разных размеров, хоти рисовать можно не только на бумаге, но и на асфальте, песке, снегу.
• Выбор изобразительных материалов ( краски: гуашь, акварель; фломастеры, маркеры, карандаши, сангина, уголь).
• Выбор материала для лепки (глина, пластилин, мучная масса с солью).
• Подготовка разных деталей, шаблонов из бумаги для украшения работы (фартучек, платочек, зонтик, платьице т. д.); прорезных силуэтов (птички, цветочка, зайчика и т. д.) для закрашивания в младших группах.
• Выбор мотивации деятельности (хлебобулочные изделия лепим для игры в магазин, цветы рисуем для мамы или в подарок товарищу, и т. д.)
Необходимо также предусмотреть возможности использования занимательной графики (печатание, обводка силуэтов, монотипия, занимательные краски, а также выполненных раннее детский работ на других занятиях (на раскрашенной тарелке расположить овощи, фрукты из пластилина; по рисунку дворца для Василисы Премудрой построить дворец из строительного материала; использовать рисунки для декорации к кукольному театру).
Для развития изобразительных навыков, эстетического восприятия на занятиях изодеятельностью используют разнообразные приемы и методы:
• Рассматривание предметов искусства на каждом занятии (книжная графика, живопись, архитектура, народно-прикладное искусство).
• Чтение художественной литературы, пение песен, слушание музыки.
• Показ способов изображения предметного рисунка, поэтапный показ воспитателя.
• Полный и частичный показ способов изображения отдельными детьми.
• Игры и танцы на занятии.
• Поощрение, показ удачно начатой работы, советы, пояснения, индивидуальный показ.
• Анализ детских работ (работы выставляются на стенде, на столе, на книжных подставках).
Изобразительной деятельностью дети любят заниматься не только на специально организованных занятиях, но и в свободное время.