Татьяна Ковалева
Особенности процесса социально-психологической адаптации пятиклассников
▼ Скачать + Заказать документы
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в пятом классе- одним из труднейших периодов школьного обучения. Подростковый возраст охватывает период от 10-11 до 13-14 лет, совпадающий с временем обучения в 5-8 классах.
Ведущей деятельностью является стремление к общению со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые отстают от остальных.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Психология. Работа психолога
- Темочки
В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель- учителя предметники, к кабинетной системе. Как показывает практика, большинство детей переживают этот переход как важный шаг в жизни.
Младший подростковый возраст характеризуется чувством взрослости, которое предполагает отношение подростка к самому себе как к взрослому, его представление или ощущение себя взрослым.
Учителя часто не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися средней школы, предъявляя всем одинаковые требования. Это может затруднять адаптацию детей к средней школе. Возросшие требования зачастую оказываются не по силам пятиклассникам. В переходный период наибольшее изменения во внутренней позиции связаны со взаимоотношениями со сверстниками. Поэтому на эмоциональное самочувствие ребенка в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения со сверстниками, а не только успехи в учебе.
Неудачи в сфере межличностных отношений, выражающиеся в нарушениях нормальных контактов со сверстниками, являются признаком дезадаптации. Эти нарушения могут проявляться как в открытых межличностных конфликтах, так и в форме пассивного игнорирования.