Татьяна Ковалева
Особенности процесса социально-психологической адаптации первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы
Поступление ребенка в школу- переломный период его социализации, оно несет с собой серьезные испытания его адаптационных возможностей. Практически ни у одного ребенка переход от дошкольного детства к школьному обучению не совершается плавно. Новый коллектив, новый режим, новая деятельность, новый характер взаимоотношений требует новых форм поведения. Приспосабливаясь к новым условиям детский организм мобилизует систему адаптационных реакций.
Публикация «Особенности процесса социально-психологической адаптации первоклассников» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Начальная школа. 1 класс
- Работа психолога в ДОУ
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий.
Для первоклассника, очень важно почувствовать себя принятым в школьную семью, реализовать свое желание, быть услышанным и понятым. Поэтому на первом этапе учитель ставит задачу познакомить детей друг с другом, создать доброжелательную атмосферу в классе. В первых классах очень важным является обучение навыкам учебного сотрудничества ребенка с учителем и одноклассником. Сотрудничество предполагает наличие умений ребенка прояснить учебную задачу, выразить собственное мнение, оценить полученный результат.
Социально- психологическая адаптация- это приспособление к успешному функционированию в данной среде, способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию.
Новая социальная среда предъявляет к ребенку особые требования, которые в большей или меньшей степени соответствуют его индивидуальным особенностям и склонностям.
В педагогической практике важное значение имеет учет особенностей процесса адаптации ребенка к изменившимся условиям его жизни и деятельности, при поступлении в общественные учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школа, при вхождении в новый коллектив.
Результат адаптации- адаптированность, которая представляет собой систему качеств личности, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности.
Адаптивность- способность к приспособлению, у разных людей различна и отражает уровень как врожденных, так и приобретенных в жизни качеств человека.
Многие ученые подчеркивают тесную зависимость адаптивности от состояния защитных сил организма в целом, от его биоэнергетического потенциала, от природных способностей человека, определяющих в самом широком смысле его обучаемость.
Выявлена и безусловная зависимость адаптивных возможностей человека от особенностей функционирования его нервной системы, силы или слабости процессов возбуждения и торможения, их подвижности или инертности, их баланса.
Необходимость адаптации возникает в связи с изменением социального окружения, системы деятельности. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе классах.
Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации, когда ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Дети соматически ослабленные являются наиболее подверженными дезадаптации. Все это осложняет сам учебный процесс, т. к. продуктивная работа на уроке становится проблематичной. Не менее важным оказывается процесс адаптации для учителя, который, не зная своих учеников, не может успешно организовать их самообслуживание, индивидуализировать и дифференцировать обучение.
Большинство исследователей выделяют три фазы адаптации :
1.«физиологическая буря»- реакция на новое воздействие практически все системы организма ребенка и значительным напряжением.
2. неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакции.
3. устойчивое приспособление, когда организм находит наиболее подходящие, адекватные новым нагрузкам, варианты реагирования, т. е. собственно адаптация.
Длительность периода адаптации для каждого ребенка при разных условиях неодинакова, поэтому считают, что относительно устойчивое приспособление происходит на 5-6 неделе обучения.
Помочь преодолеть трудности адаптации ребенка к новым условиям обучения может педагогическая поддержка, которая направлена на оказание помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с :
- физическим и психическим здоровьем;
- успешным продвижением в обучении;
- эффективной деловой и межличностной коммуникацией;
- жизненным самоопределением.
Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы помочь и поддержать индивидуальное движение ребенка, понять- какая собственно педагогическая поддержка необходима каждому.
Необходимость адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. Адаптационный период в школе предназначен для создания доброжелательной атмосферы принятия ребятами и учителем друг друга и поиска оптимальной для каждого позиции в новой ситуации.