Анна Молостова
Мастер-класс по использованию методов фонетической ритмики и элементов логоритмики с детьми младшей группы детского сада.
▼ Скачать + Заказать документы
Теоретическая часть.
(слайд 4) Всем известно, что в поле зрения работы логопеда сегодня попадают дети подготовительной группы, в лучшем случае – дети старшего дошкольного возраста. Сензетивный период для развития речи упускается.
Это – проблема как для родителей так и для педагогов, так как логопеду тяжелее работать на последующих этапах.
Мы загорелись желанием решить эту проблему и найти выход из сложившейся ситуации, тем самым облегчая задачу себе и родителям и начали работать детьми младшей группы.
Публикация «Мастер-класс по использованию методов фонетической ритмики и элементов логоритмики с детьми младшей группы детского сада,» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
(слайд 5) Дети легко «заряжаются» эмоциями окружающих. Стоит одному засмеяться или заплакать, как начинают смеяться и плакать другие. Кроме того дети любят подражать друг другу, взрослым и даже животным. Все эти природные особенности детей использует фонетическая ритмика.
Работая с детьми, также необходимо учитывать закономерности формирования детской психики, одна из которых – разновременность созревания и развития психических функций.
При развитии более поздних в плане формирования функций (например – речи, следует опираться на уже созревшие процессы (это эмоции и движения).
Соответственно, развивая моторику и эмоции у детей, мы создаём предпосылки для развития речи.
Учеными давно доказана связь между движениями рук и формированием произношения (связь моторики рук и артикуляционной моторики).
Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности.
(слайд 6) Значит, развивающую коррекционную работу нужно выстраивать от движения к речи, что и делает фонетическая ритмика. Она сочетает в себе 3 компонента – эмоциональный, двигательный и речевой и использует механизм их единства.
В своей работе с детьми мы решили использовать сочетание нескольких методов работы, направленных на развитие речевых навыков детей. Это – фонетическая ритмика – методика Костылевой, многим известная. Это элементы логоритмики в сочетании с музыкальным сопровождением. И конечно использовали различные методы по уточнению артикуляции звуков, начиная с самых простых гласных звуков и заканчивая согласными.
(слайд 7) За основу была взята «Сказка о весёлом Язычке», нами были разработаны свои сюжеты на каждый отдельный звук и адаптированы на младший возраст.
(слайд 8) Обязательное условие занятий – положительный эмоциональный фон, активное использование жестов, мимики, интонационного языка.
Движения и речевой материал предварительно не выучиваются! Упражнения проводятся по подражанию. Дети выполняют движения и проговаривают речевой материал синхронно с педагогом.
(слайд 9, 10) Суть метода фонетической ритмики в следующем : детям предлагают для подражания различные виды движения и их комбинации. Движения сочетаются с произнесением звуков, звукосочетаний, слогов, слов с проговариванием фраз и коротких тестов.
(слайд 11) На начальном этапе мы основное внимание обращали на правильность выполнения движений, а не на речь, чередуя противоположные по характеру движения: быстрые и медленные, резкие и плавные, напряженные и расслабляющие.
Происходит влияние на общую гармонизацию психики ребенка. В коре головного мозга достигается уравновешенность процессов возбуждения и торможения, нормализуется психическая и двигательная активность детей, улучшается настроение.
(слайд 12) Большим плюсом этого метода является то, что он не принуждает включаться в работу всех детей. Как мы с вами знаем, всегда есть детки, которые не участвуют в занятии со всеми детьми. Они имеют возможность просто наблюдать за остальными детьми и взрослым или не делать этого.
Это даёт возможность ребенку возможность привыкнуть и включиться в работу несколько позже, и уже по собственному желанию.
Во время хорового произнесения звуков педагог должен слышать недостатки произношения детей и тактично их исправлять. Мы же делаем следующее: если многие дети не произносят правильно, к примеру, сложные звуки (Р,Л,С,З, то мы просим детей слушать произношение педагога, а повторять – только движения.
(слайд 13) Наши занятия мы строим по следующему принципу:
- повторение пройденных звуков;
- презентация нового звука через знакомство с новым сказочным персонажем;
- игры на закрепление звука, слога или слова с этим звуком (эта часть занятия делится на два направления – работа логопеда с этим звуком и работа музыкального руководителя);
- итог занятия, мы вспоминаем с каким персонажем мы познакомились и какой звук он нам принес.
(слайд 14,15) Что касается музыкальной составляющей данных занятий, то мы ставим перед собой следующие задачи.
(слайд 16) Музыка детям дает возможность представить образ персонажа, который приходит к ним на занятия (к детям приходил дядюшка Ау, Баба Яга, собачка, козленок, жеребенок, мальчик Дима, мальчик Тема, они слушают этот музыкальный образ, что в дальнейшем мне помогает в постановке театрализованных сценок.
(слайд 17) На наших занятиях мы не только слушаем музыку, которая помогает нам представить образ различных героев,
(слайд 18) но и пропеваем те звуки, с которыми знакомимся. Многие дети не произносят сложные звуки, но в сочетании с музыкой – им становится это проще, потому что они их пропевают.
(слайд 19) И так же, мы стараемся во время пения использовать движения, которые сочетаются с образом и характером песни.
Пение включает упражнения и распевки для тренировки речевого аппарата, а также упражнения для развития координации пения с движением. Мы знакомим детей с элементарными понятиями в музыке – динамические оттенки, мы поем тише – громче; знакомим и учим детей определять и пропевать звуки высоко и низко; поем отрывисто и плавно, соединяя это с движениями рук.
(слайд 20) Что касается музыкально-ритмических движения – они предполагают упражнения, способствующие развитию координации движений, ориентировке в пространстве.
(слайд 21) Основная направленность элементов ритмопластики на наших занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела.
Много радости и восторга приносят детям ритмические движения.
Это физиологическая потребность детского развивающегося организма.
(слайд 22) Совместные занятия с логопедом мне помогают на музыкальных занятиях в разучивании песен, музыкальных сценок, после таких занятий, дети стараются выдерживать музыкальный ритм, дышать правильно при пении, четко пропевать текст песен.
Данные игровые упражнения могут выглядеть как отдельные занятия или как часть речевого занятия. Отдельные стихотворные тексты можно использовать в качестве весёлых динамических пауз и на других занятиях.
В результате нашей экспериментальной работы с детьми младшей группы у нас получился цикл занятий, идущих в определенной последовательности, со сказочным сюжетом.
Мы использовали последовательность освоения артикуляции звуков и саму методику Костылевой, добавили презентации на каждый сказочный сюжет и оформили музыкальное сопровождение каждого занятия.
(слайд 23) За время проведения наших занятий мы добились того, что:
- у детей активнее развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика и координация движений;
- улучшается фонематический слух;
- нормализуется речевое дыхание;
- улучшается ритмико-интонационная сторона речи;
- уточняется артикуляция имеющихся звуков;
- создается база для успешной постановки звуков;
- повышается речевая активность детей;
- «неговорящие» дети постепенно включились в процесс;
- дети, стесняющиеся своей речи, раскрепостились.
Спасибо за внимание!