Ксения Снитко
Особенности представлений об окружающем мире у детей с церебральным параличом
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике. Это обусловлено следующими причинами:
- вынужденная изоляция, ограничение контактов ребенка со сверстниками и взрослыми людьми в связи с длительной обездвиженностью или трудностями передвижения;
- затруднения в познании окружающего мира в процессе предметно-практической деятельности, связанные с проявлением двигательных и сенсорных расстройств
Публикация «Особенности представлений об окружающем мире у детей с церебральным параличом» размещена в разделах
Дошкольный возраст – это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя, своего «Я» в системе социального мира, развития познавательных способностей. На этом этапе формируется отношения ребенка к окружающему миру. Именно в этот период происходит овладение речью, осваиваются особые формы поведения, появляется способность к продуктивным видам деятельности, формируется мышление. Поэтому, на этом этапе, ребенок с церебральным параличом, остро нуждается в помощи педагогов.
Сведения об окружающем часто носят формальный характер, отрывочны, изолированы друг от друга. У большинства детей замедленно формируются такие операции как сравнение существенных и несущественных признаков, результатом чего является бедность запаса знаний и представлений об окружающем мире. Они не могут перечислить все, что относится, например, к группе овощей, фруктов, домашних и диких животных и т. д. Учитывая специфику развития детей с тяжелыми двигательными нарушениями, основная задача – обеспечить их умственное, сенсорное, физическое, моторно- двигательное, речевое, эмоциональное, эстетическое и социальное развитие.
Недостаточность знаний и представлений об окружающем мире часто является следствием того, что со многими жизненными событиями и явлениями ребенок просто не встречался. О многих вещах они не могут рассказать не в силу речевых затруднений, а только потому, что не имеют соответствующих представлений и практического опыта. Так как, у детей с ограниченными возможностями формирование процессов восприятия окружающего мира задерживается и нарушается в связи с органическим поражением мозга, двигательной депривацией, нарушением зрительного, слухового и двигательного-кинестетического анализаторов. В связи с двигательной недостаточностью у детей ограничена манипулятивно- предметная деятельность, затруднено восприятие предметов на ощупь. Все эти нарушения с недоразвитием зрительно-моторной координации препятствует формированию полноценного восприятия окружающего мира.
У детей с ДЦП формирование знания об окружающем мире, адекватное восприятие пространственных свойств предметов и отношений между ними – важное условие познания окружающего мира. В силу двигательной депривации и корковых нарушений у большинства детей с ДЦП пространственные представления крайне, недостаточны. Пространственное ориентирование играет значительную роль при подготовке к школе, а в дальнейшем способствует успешному овладению целым рядом учебных дисциплин (письмом, чтением и др. предметами). Следует сказать также о его роли как составной части процесса социально – бытовой адаптации детей с ДЦП в окружающем мире (ориентировка в незнакомом помещении, на улице и т. д.). Первой ступенькой процесса познания пространства ребенком является практика передвижения в нем. Ребенок, передвигаясь в пространстве, осваивает его, накапливает практический опыт, действует с предметами, располагает их в пространстве определенным образом по отношению друг к другу. Но самостоятельно вычленить отношения между предметами в пространстве он не может, т. к. в этом возрасте его внимание привлекают, прежде всего, цвет, форма и свойства предмета.
Литература
Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст] / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько - Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 192с.