Елена Касьянова
Особенности построения коррекционной работы посредством использования игр с водой
▼ Скачать + Заказать документы
Важным этапом работы в данном направлении была разработка игровых упражнений с водой, которые будут сориентированы на сенсорное развитие и органично вольются в занятия по сенсорному воспитанию.
При построении коррекционной работы по сенсорному воспитанию мы опирались на положение Л. С. Выготского о единстве закономерностей развития нормального и аномального ребенка, спроецированных Л. Б. Баряевой, Е. В. Мусатовой и др. идеях данного положения на процесс формирования навыков игровых действий у дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии. Как отмечают названные авторы, игровые действия у детей с интеллектуальными нарушениями организуются на основе закономерностей развития игровой деятельности у нормально развивающихся детей.
Публикация «Особенности построения коррекционной работы посредством использования игр с водой» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с водой для дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
При построении коррекционной работы по сенсорному воспитанию также учитывались рекомендации, разработанные Е. А. Екжановой и Е. А. Стребелевой :
1. Словесные методы обучения необходимо правильно, продуманно сочетать с наглядными и практическими методами. Вместе с тем сами эти методы должны быть правильно отобраны.
2. Необходимо применять действия по образцу и выбор по образцу, действия по подражанию, «жестовые инструкции», совместные действия взрослого и ребенка.
3. Все занятия по сенсорному воспитанию на первых годах обучения должны проводиться игровым методом.
4. Сенсорное воспитание осуществляется педагогом и воспитателями на всех занятиях, в процессе выполнения режимных моментов, в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.
5. Занятия по сенсорному воспитанию составляют часть фронтальных занятий педагога-дефектолога.
6. На первом году обучения необходимо создать условия для развития у детей зрительного внимания, подражания и запоминания. Чтобы привлечь внимание ребенка, педагог убирает из поля зрения все предметы, а для занятия подбирает яркие сюжетные игрушки.
7. В ходе развития у детей практической ориентировки на форму, величину предметов необходимо предлагать такие задания, где сочетаются разные виды чувствительности. Дети должны научиться различать или узнавать предметы или их свойства, опираясь на зрительное и тактильно-двигательное восприятие.
8. Во все занятия по развитию зрительного, тактильно-двигательного и слухового восприятия необходимо чтобы своевременно и правильно включалась речь. Педагогам необходимо дозированно и методически правильно пользоваться речью для организации деятельности детей, для привлечения их внимания к заданию.
Также, учитывая особенности наших воспитанников, при осуществлении коррекционной работы учитывались следующие рекомендации:
• осуществлять предварительную работу по развитию ручной моторики (с использованием различных предметов, имеющихся в микроцентре: палочки с ребристой и гладкой поверхностью, эспандеры, массажные мячики, грецкие орехи, шарики с гладкой поверхностью и др.);
• предлагать небольшое количество материала;
• неоднократно повторять показ действий с тем или иным материалом;
• заканчивать упражнение при достижении первого результата, так как ребенок быстро истощается, не может долго работать;
• использовать предметы из прочных материалов (пластмасса, дерево и т. д.);
• каждое упражнение адаптировать в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его возможностей - двигательных и интеллектуальных;
• все действия по возможности упрощать и разбивать процесс на дополнительные этапы;
• обязательно проводить предварительную работу по принципу "от простого к сложному" в виде подготовительных упражнений;
В основу системы работы были отобраны дидактические игры, предложенные Л. А. Венгер, и Э. Г. Пилюгиной, А. А. Катаевой, Е. А. Стребелевой. Система игр и упражнений была адаптирована для использования в водной среде, подобрана с учетом тематических и программных задач и возможности использования в игровой и продуктивной деятельности.
Все игры были систематизированы по разделам:
• Адаптивные игры и игровые упражнения, направленные на формирование интереса к играм и игровым упражнениям с водой.
• Игры и игровые упражнения на развитие зрительного восприятия и внимания:
-направленные на развитие зрительного внимания, подражания, формирование целостного образа предметов;
-направленные на развитие восприятия формы предметов;
-направленные на развитие восприятия величины предметов;
-направленные на развитие восприятия цвета;
• Игры и игровые упражнения на развитие тактильно- двигательного восприятия
Коррекционная работа по развитию слухового восприятия и внимания, а также по развитию вкусовой чувствительности осуществлялась традиционными методами и приемами в соответствии с программными задачами. Так, развитие слухового восприятия осуществлялось в двух направлениях: работа над восприятие обычных (неречевых) звуков и работа над восприятием речевых звуков.
Для этого детям предлагались дидактические игры, направленные на ознакомление со звуками окружающей действительности и формирование навыка дифференцированно реагировать на различные слуховые раздражители, вырабатывая разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов или бытовые шумы. Например: «Что гудит?», «Кто там?», «На чем играл зайка?», «Веселый Петрушка», «Клоуны» и др.
Кроме этих игр, детям предлагались игры на развитие речевого слуха, где также надо проводить работу от различения и узнавания к восприятию и представлению, от слухо-зрительного восприятия к слуховому восприятию. Детям предлагались следующие игры: «Кто как кричит?», «Кто в домике живет?», «Кто в гости пришел?», «Какая у меня игрушка?». Эти игры способствуют развитию у детей внимания к словам, произнесенным взрослыми, учат их прислушиваться к звукам человеческого голоса, различать слова с различным фонематическим составом.
Перед началом коррекционной работы был разработан перспективный план по сенсорному воспитанию на основе программы Е. А. Екжановой и Е. А. Стребелевой. В перспективном плане отражены как традиционные игры и упражнения по сенсорному воспитанию, так и игры с водой, объединенные в цикл «Море в ладошках». (Приложение 3)
Разработанные игры с водой активно использовались в коррекционной работе, естественно и органично включались в образовательный процесс и в различные виды деятельности в течение дня в различных формах:
- подгрупповые занятия;
- индивидуальная работа;
- на занятиях воспитателей;
- в свободной деятельности детей, по их желанию;
- на прогулке (в летний период);
- в режимных процессах (при умывании).
Это обеспечивало многократную повторяемость, упражняемость.
Была определена примерная структура занятия по сенсорному развитию:
Организационный момент: введение в тему занятия, создание положительного настроя, пробуждение интереса к восприятию новых сенсорных эталонов, коррекция психофизических функций. Основная задача – включить детей в работу с первых минут занятия.
Основная часть: переход к теме занятия, сообщение нового материала, закрепление его в процессе различных игр и упражнений.
Физкультминутка (проводится примерно в середине занятия).
Закрепление изученного: обобщение изученного материала, подведение итогов.
На разных этапах нашей коррекционной работы и в зависимости от поставленных задач, мы использовали следующие варианты игр:
игры в объемном пространстве (стол для игр с водой и песком, тазы, игрушечный бассейн);
игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий тазы и т. п.);
игры с водой и различными пластиковыми фигурами, которые прикрепляются к оргстеклу для создания плоскостных композиций;
игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины).
В большинстве играх из нашего цикла «Море в ладошках» детям дается образец для подражания. Сила подражания в игре подпитывалась симпатиями, влечениями, неподдельным интересом, разнообразными переживаниями и играла огромную роль в развитии языкового чутья у детей.
Взаимодействие с родителями.
Доступность и простота игр с водой позволила привлечь родителей к активному взаимодействию в коррекционной работе. Нами был разработан план мероприятий с родителями, который способствовал бы эффективности коррекционной работы, многократной упражняемости не только в условиях ДОУ, но и дома. План мероприятий представлен в приложении №4
Взаимодействие с сотрудниками ДОУ. Экспериментальная работа проходила в условиях тесного взаимодействия сотрудников МБДОУ (врача – невролога, педиатра, инструктора по плаванию, воспитателей, помощника воспитателя). Совместно с медицинским персоналом изучались медицинские документы, выявлялось наличие противопоказаний к посещению детьми бассейна. Взаимодействие с инструктором по плаванию осуществлялось посредством закрепления игр и игровых упражнений, отработанных в группе в малом водном пространстве. Значительное внимание отводилось адаптивным играм. Воспитатели и младшие воспитатели осуществляли коррекционное воздействие в ходе режимных моментов, закрепляя такие понятия как «теплый», «холодный», «большой», «маленький» и т. д.
Так осуществлялась системная и планомерная работа по сенсорному развитию с младшими дошкольниками с умственной отсталостью. Эффективность проделанной на 2-ом этапе работы возможно оценить посредством проведения повторной диагностики.