Папки-передвижки

Особенности порождения и восприятия речевого высказывания у ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Оксана Вячеславовна Неделько
Особенности порождения и восприятия речевого высказывания у ребенка с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы

Особенности порождения и восприятия речевого высказывания у ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Выполнила: Неделько О. В. учитель-логопед МБДОУ «Д/с №6 «Малышка»

В начале своего размышления, как мне кажется, важно повторить, что лица с ограниченными возможностями - это лица, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, и не позволяющие вести полноценную жизнь. У лиц с ограниченными возможностями здоровья практически всегда наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, моторики, эмоциональной сферы и конечно же речи. Абсолютно при всех нарушениях развития страдает речь!

Публикация «Особенности порождения и восприятия речевого высказывания у ребенка с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах

И плавно подойдём к модели А. А. Леонтьева, к процессу порождения речевого высказывания, которое включает пять последовательных, взаимосвязанных этапов (или «фаз»). И исходным моментом («истоком») высказывания всегда является мотив, т. е. потребность выразить, передать определенную информацию». И, как правило, у ребёнка с ОВЗ уже на этом этапе наблюдаются существенные различия по сравнению с другими детьми. В силу ряда причин (нарушение ВПФ, низкая познавательная активность, эмоционально-поведенческие нарушения) у ребёнка нет мотива (да и ресурсы ограничены) для дальнейшего общения. А полноценное развитие, и в том числе речи, возможно только в общении.

И с восприятием речевого высказывания у лиц с ОВЗ, есть тоже некоторые закономерности. Задерживает речевое развитие и отставание в усвоении семантической стороны родного языка. Замедленное и нередко неправильное понимание речи (сначала ребёнок воспринимает информацию, а затем воспроизводит) и окружающих людей отрицательно сказывается на формировании фонематического слуха ребенка, затормаживая и качественно изменяя его речевое развитие.

У таких детей во-первых, будет страдать грамматика. Всегда. Будет упрощаться, примитизироваться.

Во-вторых, будет очень специфический словарный запас с трудностями подбора адекватного слова.

В-третьих будет резкое замедление всех опосредованных языком процессов.

С логопедической точки зрения будет наблюдаться нарушение цельности как психолингвистического параметра.

И очень важно создать (по возможностям ребёнка с ОВЗ) такую среду, которая будет побуждать ребёнка к живому общению. Такая активизация предполагает постоянную, многократно повторяющуюся, четкую по произношению, простейшую по содержанию и построению, эмоционально насыщенную речь взрослого, обращенную к ребенку, непосредственно связанную с ним самим, с тем, что является для него жизненно важным.

Возникновение и закрепление положительных эмоций на обращенную речь и на собственные попытки говорить служат основой для появления у ребенка внимания к звучащей речи, желание пользоваться ею. Существенная роль принадлежит практической деятельности ребенка, расширяющей его жизненный опыт и способствующей возникновению новых потребностей и интересов, что приводит к необходимости речевого общения со взрослыми и товарищами, повышает мотивацию речевой деятельности, побуждает к общению.

Публикации по теме:

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Коллективная работа «Зимняя сказка», выполненная из солёного теста детьми 6 лет с ограниченными возможностями здоровьяКоллективная работа «Зимняя сказка», выполненная из солёного теста детьми 6 лет с ограниченными возможностями здоровья Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я часто использую такую форму творческой деятельности как - коллективная работа.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Мастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровьяМастер-класс по созданию игры для развития тактильно-двигательного восприятия у детей с ограниченными возможностями здоровья Цель: • развивать тактильные ощущения ребенка; • побуждать выполнять двухступенчатую словесную инструкцию; • формировать умение брать предмет,.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Егасова Татьяна Егоровна Понятие «ребенок.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности порождения и восприятия речевого высказывания у ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Опубликовано: 1 марта 2022 в 21:41
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности порождения и восприятия речевого высказывания у ребенка с ограниченными возможностями здоровья» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Вячеславовна Неделько (УИ 1707411) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД