Оксана Вячеславовна Неделько
Особенности порождения и восприятия речевого высказывания у ребенка с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности порождения и восприятия речевого высказывания у ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Выполнила: Неделько О. В. учитель-логопед МБДОУ «Д/с №6 «Малышка»
В начале своего размышления, как мне кажется, важно повторить, что лица с ограниченными возможностями - это лица, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, и не позволяющие вести полноценную жизнь. У лиц с ограниченными возможностями здоровья практически всегда наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, моторики, эмоциональной сферы и конечно же речи. Абсолютно при всех нарушениях развития страдает речь!
Публикация «Особенности порождения и восприятия речевого высказывания у ребенка с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
И плавно подойдём к модели А. А. Леонтьева, к процессу порождения речевого высказывания, которое включает пять последовательных, взаимосвязанных этапов (или «фаз»). И исходным моментом («истоком») высказывания всегда является мотив, т. е. потребность выразить, передать определенную информацию». И, как правило, у ребёнка с ОВЗ уже на этом этапе наблюдаются существенные различия по сравнению с другими детьми. В силу ряда причин (нарушение ВПФ, низкая познавательная активность, эмоционально-поведенческие нарушения) у ребёнка нет мотива (да и ресурсы ограничены) для дальнейшего общения. А полноценное развитие, и в том числе речи, возможно только в общении.
И с восприятием речевого высказывания у лиц с ОВЗ, есть тоже некоторые закономерности. Задерживает речевое развитие и отставание в усвоении семантической стороны родного языка. Замедленное и нередко неправильное понимание речи (сначала ребёнок воспринимает информацию, а затем воспроизводит) и окружающих людей отрицательно сказывается на формировании фонематического слуха ребенка, затормаживая и качественно изменяя его речевое развитие.
У таких детей во-первых, будет страдать грамматика. Всегда. Будет упрощаться, примитизироваться.
Во-вторых, будет очень специфический словарный запас с трудностями подбора адекватного слова.
В-третьих будет резкое замедление всех опосредованных языком процессов.
С логопедической точки зрения будет наблюдаться нарушение цельности как психолингвистического параметра.
И очень важно создать (по возможностям ребёнка с ОВЗ) такую среду, которая будет побуждать ребёнка к живому общению. Такая активизация предполагает постоянную, многократно повторяющуюся, четкую по произношению, простейшую по содержанию и построению, эмоционально насыщенную речь взрослого, обращенную к ребенку, непосредственно связанную с ним самим, с тем, что является для него жизненно важным.
Возникновение и закрепление положительных эмоций на обращенную речь и на собственные попытки говорить служат основой для появления у ребенка внимания к звучащей речи, желание пользоваться ею. Существенная роль принадлежит практической деятельности ребенка, расширяющей его жизненный опыт и способствующей возникновению новых потребностей и интересов, что приводит к необходимости речевого общения со взрослыми и товарищами, повышает мотивацию речевой деятельности, побуждает к общению.