Марина Владимировна Ющеня
Особенности полоролевой идентификации в эпоху дошкольного детства с 3 до 7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Социализация – это совокупность всех социальных и психических процессов, посредством которых индивид усваивает и воспроизводит систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Социализация человека происходит посредством механизмов социализации – способов сознательного и бессознательного усвоения и воспроизведения социального опыта. Одним из важнейших механизмов социализации личности является механизм полоролевой идентификации, то есть усвоение человеком психологических черт, особенностей поведения, характерных для людей определённого пола. [1].
Публикация «Особенности полоролевой идентификации в эпоху дошкольного детства с 3 до 7 лет» размещена в разделах
Полоролевая идентификация начинает формироваться в младенчестве, причём решающею роль в этом процессе играют взрослые. Определив пол младенца, родители и другие взрослые начинают обучать ребёнка, внушая ему, что значит быть мальчиком или девочкой. Хотя разница в характере социализации мальчиков и девочек не всегда осознана, она весьма существенна.
Первичная половая идентификация формируется у ребёнка уже к 1,5 годам, составляя наиболее устойчивый, стержневой элемент его самосознания. С возрастом объём и содержание этой идентичности меняются, включая широкий набор маскулинных и феминных свойств.
В дошкольном возрасте ребёнок стремится к реализации своего "Я", в общении с другими широко и естественно использует механизм идентификации [6;169].
К 3 – 4 годам ребёнок знает о своей принадлежности к определённому полу и ясно различает пол окружающих людей, хотя дети часто ассоциируют половую принадлежность со случайными внешними признаками – одеждой, причёской. Однако относительно своей половой идентификации у ребёнка в этом возрасте имеются некоторые сложности. Это проявляется в том, что оценка ребёнком степени своей маскулинности – феминности затруднена неопределённостью детских полоролевых предпочтений, которые выясняются путём ответов на вопрос "Кем бы предпочёл быть мальчиком или девочкой?" и поведенческих "экспериментов", когда ребёнок вынужден выбирать между мужской и женской ролью, образом. На этом этапе происходит первичная половая идентификация. Ребёнок уже понимает то, что пол не изменяется с течением времени, при смене одежды или других внешних признаков. Дети старше 4-х лет не только правильно различают пол окружающих людей, но и хорошо знают, что в зависимости от пола к человеку предъявляются различные требования. Это сказывается в личных сценариях, которые имеют место в представлениях детей о своём будущем [10;219].
В период дошкольного возраста взрослые начинают сознательно или бессознательно обучать ребёнка половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами, ориентируя его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Мальчикам обычно разрешают больше проявлять агрессивность, поощряют физическую активность, инициативу. От девочек ожидают душевности, чувствительности и эмоциональности. В семье ребёнка изо дня в день ориентируют на ценности его пола. Ему сообщают, как должны вести себя мальчик или девочка. В каждой культуре существуют закреплённые шаблоны воспитания детей, как будущих мужчин и женщин. Но необходимо искать способы разностороннего развития мальчиков и девочек, как будущих взрослых.
Осознание своего "Я" непременно включает и осознание собственной половой принадлежности. Чувство собственной половой принадлежности в норме уже становится устойчивым у ребёнка в дошкольном возрасте.
В этом возрасте особое место в общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Обнаруживается открытая доброжелательная пристрастность к детям своего пола и эмоционально окрашенная, затаённая пристрастность к детям противоположного пола. Это определяет развитие самопознания в контексте половой идентификации. Общение детей в период дошкольного возраста показывает их пристрастную причастность к социальным полям мужчин и женщин. В играх и в практике реального общения дети усваивают не только социальные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы общения мужчин и женщин, мальчиков и девочек [6;173].
В 6-7 лет ребёнок окончательно осознаёт необратимость половой принадлежности, причём это совпадает с бурным усилением половой дифференцировки поведения и установок; мальчики и девочки по собственной инициативе выбирают разные игры и партнёров в них, проявляют разные интересы, стиль поведения и т. д. ; такие однополые компании способствуют кристаллизации и осознанию половых различий.
К младшему школьному возрасту ребёнок уже знает о своей принадлежности к тому или иному полу. Он уже понимает, что это необратимо и стремится утвердить себя как мальчик или девочка.
Мальчик знает, что он должен быть смелым, уступать дорогу всем взрослым и девочкам. Мальчик присматривается к мужским профессиям. Он знает, что такое мужская работа. Сам пытается что-то отпилить, забить. Очень гордится, когда его старания замечены и одобрены. Мальчики стараются вести себя, как свойственно мужчинам [6;305].
Девочка знает, что она должна быть приветливой, доброй, женственной, не драться, не плеваться, не лазить по деревьям. Она приобщается к домашней работе. Когда её хвалят за то, что рукодельница и хозяюшка, она вспыхивает от удовольствия и смущения. Девочки стремятся уподобиться женщинам.
Полоролевая идентификация является одним из ведущих механизмов социализации личности в любом обществе.
Полоролевая идентификация понимается и как процесс отождествления, и как процесс самоотнесения, и как процесс формирования, и как процесс вхождения человека в социум. В научной и учебной литературе приводятся различные определения полоролевой идентификации. Объединяет их понимание того, что полоролевая идентификация связана с овладением мужских и женских ролей, принятых в данной культуре.
В современном мире процесс полоролевой идентификации как механизм социализации личности стал существенно отличаться от подобного процесса в прошлом, что связано с изменением традиционной патриархальной семьи и, прежде всего, социальной роли женщины.
Именно поэтому необходима специальная, целенаправленная работа с детьми по оказании им помощи в усвоении правильных, положительных качеств ролей мужчины и женщины.
Список литературы
1. Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб. Пособие для студ. выш. пед. учеб. заведения / Под ред. В. А. Сластёнина. – М. : Издательский центр "Академия", 2001
2. Кон И. С. Введение в сексологию. – М. : Медицина, 1989
3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов. – 4-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр "Академия", 1999