Лучший педагог года

Особенности педагогической толерантности педагога

Ирина Антипова
Особенности педагогической толерантности педагога

Современное общество предъявляет к школьным учителям высокие требования, исходя из которых они должны не только учитывать способности и возможности своих учеников, но и строить образовательный процесс таким образом, чтобы личность ученика развивалась наиболее полно.

Необходимым условием успешности образовательной деятельности является принятие ребенка таким, какой он есть, и инаковости партнера по взаимодействию. Толерантные учителя способны достичь больших результатов благодаря особому отношению к детям. В современной школе значительно возросла роль личности учителя. Проблемы современной школы - сложные взаимоотношения между этническими группами, расслоение населения на «богатых и бедных», нетерпимость к представителям разных конфессий и т. д. - объясняют практический интерес к исследованиям в современной школе.

Несомненно, в силу практической значимости, проблема толерантности изучается в разных науках, которые рассматривают проблему толерантности как форму активного взаимодействия с миром, которое выражается в терпимом отношении к чужим мнениям, поведению и вере, в признании и учете в деятельности многомерности общественного бытия. Толерантное отношение к другим людям является нормой общения, которая определяет личность и ее целостность в деятельности и общении. В российской психологии феномен толерантности начал изучаться относительно недавно. Толерантность понимается как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, а также признание многомерности и разнообразия человеческой культуры, норм и верований. Это понимание, которое отвергает сведение многообразия к единообразию или доминированию одной точки зрения, находит отражение в трудах А. Г. Асмолова и Г. У. Солдатовой. Е. В. Магомедова утверждает, что толерантность следует рассматривать на двух уровнях человеческого сознания: рационально-логическом и эмоционально-чувственном. П. Ф. Комогоров анализирует феномен толерантности с трех точек зрения: в контексте антропологической проблемы «Я и Ты», в аксиологическом аспекте ценностей и в праксеологии, особенно в сфере общения. Кроме того, П. Ф. Комогоров подчеркивает связь между толерантностью и общением, поскольку наличие двух субъектов является необходимым условием для взаимодействия. Согласно мнению Петра Фёдоровича Комогорова, общение и терпимость тесно связаны, поскольку наличие двух участников является необходимым условием для общения между людьми. Психологи гуманистической направленности, такие как Дж. Олпорт и К. Роджерс, а также другие психологи-гуманисты, в том или ином виде затрагивают вопросы развития личностного потенциала и его корректировки. 3. Фрейд и Э. Фромм считают, что интроективность связана с агрессивностью и враждебностью. В трудах М. Бубера гуманизм рассматривается в контексте антропологической проблематики Я-Я. Согласно мнению Петра Фёдоровича Комогорова, педагогическая терпимость - это общение, поэтому педагогу необходимо обладать способностью к взаимодействию со всеми участниками образовательной деятельности. В то время как эта тема затрагивает другие психологические проблемы, педагогические методы не были исследованы в этом направлении. В психологии нет однозначного ответа на психологическое содержание образовательной толерантности; до сих пор не определены индивидуально-психологические факторы образовательной толерантности и когнитивные компоненты образовательной толерантности. Все это требует анализа образовательной толерантности как важного профессионального качества учителя. Научная новизна зависит от комплексного теоретического и прикладного подхода к изучению толерантности в педагогической деятельности. Исследования показывают, что на эффективность педагогической педагогической и учебной деятельности влияют коммуникация и социокультурная толерантность. Кеттелл считает, что высокий уровень толерантности учителей обеспечивается различными сочетаниями личностных качеств.

Установлено, что толерантные и интолерантные преподаватели имеют разные когнитивные компоненты, в частности, толерантные преподаватели дифференцированно оценивают личности учащихся. Результаты показывают, что образовательная толерантность динамична и достигает своего пика при стаже работы учителей 4-7 лет и 20-40 лет. Для учителей с разным опытом работы структура общения и педагогической толерантности имеет свою специфику. В процессе эмпирического исследования был выяснен психологический смысл толерантности в общении и обучении. Опыт показал, что толерантность является важным профессиональным качеством учителя. Приведены когнитивные и личностно-психологические характеристики общения и обучения толерантности. Подтверждается гипотеза о том, что высокий уровень коммуникативной и педагогической толерантности обеспечивается различным сочетанием индивидуально-психологических качеств личности педагога. Гипотеза подтвердилась и тем, что общение и обучение толерантности имеют разную структуру на разных этапах профессиональной деятельности. Научный анализ и синтез перечисленных понятий и разработанная на их основе классификация видов, форм и уровней толерантности, а также результаты эмпирических исследований позволяют разработать определение коммуникативно-педагогической толерантности, которому принадлежит и связанные с образовательным процессом навыки и умения всех субъектов толерантно взаимодействовать. Образовательная толерантность – это социальная категория, характеризующаяся принятием отношения других, эмпатическим пониманием, открытым и доверительным общением. Обучение толерантности может выражаться через социокультурные подходы и обязательно связано с коммуникативными процессами. Проведя комплексную диагностику педагогической толерантности учителей общеобразовательных школ, можно сделать вывод, что коммуникативная и педагогическая толерантность являются важным профессиональным качеством учителей, поскольку способствуют повышению эффективности учебно-воспитательной деятельности учителей общеобразовательных школ. Методическим условием изучения проблемы толерантности является изучение личностных качеств педагогов, влияющих на формирование толерантности в обучении, и воспринимаемых особенностей партнеров в совместной деятельности. На коммуникативную и педагогическую толерантность влияет низкий уровень тревожности, а также положительно влияют искренность и коммуникабельность в отношениях с окружающими, эмоциональная вовлеченность, непосредственность и спонтанность, высокий уровень интеллекта. Уверенность учителя в себе, выражающаяся в счастье, спокойствии и защищенности, помогает принять другого человека таким, какой он есть. Низкая напряженность, расслабленность и отсутствие фрустрации помогают снять напряженность в отношениях со всеми субъектами образовательного процесса. Классифицируя эмпирические данные, можно выделить четыре типа личности педагогов с высоким уровнем коммуникативности и педагогической толерантности (1-й тип: сильный характер, сдержанный, доверчивый; 2-й тип: высокий интеллект, доверчивый, темпераментный Консерватизм, групповая зависимость, низкая тревожность; Тритиевый тип: импульсивный, наивный, консервативный. 4 тип: высокая скромность, доброта, осторожность и дипломатичность. Исследование факторных нагрузок каждого показателя коммуникативной и социокультурной толерантности дало возможность выделить три составляющие педагогической интолерантности со стороны учителя. Параметры первого компонента, именуемого в диссертации как «перевоспитание», демонстрируют стремление педагога изменить и перевоспитать партнера, основываясь на собственных убеждениях и взглядах. Второй компонент - «бездействие» - указывает на то, что учителя оценивают своих партнеров через призму своих привычек, установок и эмоционального состояния, при этом не способны переносить дискомфорт, испытываемый другим человеком, и не умеют адаптироваться к разным характерам и привычкам. Это также проявляется в отсутствии способности к сопереживанию и эмпатии. Третий компонент - «непринятие» - отражает нежелание преподавателя признавать индивидуальность другого, неспособность прощать ошибки партнера в совместной деятельности и отсутствие доброжелательного отношения в межличностных взаимодействиях. С целью доказательства выдвинутой догадки диссертационного изучения была исследована динамика компонент педагогической толерантности в зависимости от стажа проф работы. Возможно резюмировать, собственно что для учителей больше свойственно влечение перевоспитать напарника по взаимодействию «под себя». Невысокий степень производительности педагогической работы на различных шагах проф работы воспитателя гарантируется различными компонентами интолерантности воспитателей, а как раз: в начале (1-3 года) и конце (21-40 лет) проф работы - это функциональная позиция по перевоспитанию напарника, в середине (4-20 лет) - это больше пассивная позиция, характеризующаяся «бездействием» воспитателей и «непринятием» напарника по взаимодействию. Коммуникативно-педагогическая толерантность добивается пика собственного становления в этап проф работы 4-7 лет и 20-40 лет. В структуре коммуникативно-педагогической толерантности основным компонентом считается доброта. При данном интегративность компонент коммуникативно-педагогической интолерантности со стажем работы миниатюризируется, возрастает толика этих компонент как неумение учителя прятать или же но бы смягчать досадные ощущения, образующиеся при конфликтами с некоммуникабельными партнерами и не умение или не вожделение воспринимать или же брать на себя оригинальность иных людей. Показатель дивергентности (количество позитивных связей) у воспитателей с высочайшим уровнем коммуникативно-педагогической толерантностью повыше, чем у интолерантных воспитателей. Конструкция личности толерантного воспитателя выделяется большей организованностью и интегративностью. Моменты личности образуют целостную структуру в различие от разрозненной структуры свойств личности интолерантных воспитателей. При оценке личности студентов учителя с высочайшим уровнем педагогической толерантности пользуют дифференцированные эмоции. Для воспитателей с высочайшим уровнем коммуникативно-педагогической толерантности совершенный адепт выделяется энергичностью, самостоятельностью, инициативностью, а с невысоким уровнем толерантности - работящий, усидчивый, безветренный. Общественная дистанция меж субъектами учебновоспитательного процесса у воспитателей характеризуется официальностью отношений, сведению межличностных отношений к минимальному количеству. Учителя с высочайшим уровнем педагогической толерантности имеют наименьшую социальную дистанцию, и она со всеми субъектами образовательного процесса позитивная. Учителям с невысоким уровнем коммуникативной педагогической толерантности свойственна негативная общественная дистанция с учениками. Практические итоги изучения воплощены в разработке курсов лекций для воспитателей средних общеобразовательных средних учебных заведений системы образования. Созданные материалы могут помочь улучшить процесс психического сопровождения проф развития личности учителя и действенно их применить в педагогическом процессе широким вокруг лиц (администрацией и психической службой образовательного учреждения, методическими объединениями педагогов). Приобретенные данные признают соображение научных работников о том, собственно что общая конструкция мастерски весомых свойств обязана быть уточнена и предназначена. В зависимости от специфичности работы воспитателя складывается своя конструкция личных свойств, отвечающих за эффективность профработы.

Публикации по теме:

Сценарий празднования Дня толерантности в подготовительной группе «Цветок Толерантности»Сценарий празднования Дня толерантности в подготовительной группе «Цветок Толерантности» «Цветок Толерантности» Сценарий праздника, посвященного Дню толерантности в подготовительной группе Цель: формирование уважительного.

День толерантности в старшей группеДень толерантности в старшей группе Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня 16 ноября в нашем дошкольном учреждении прошел День толерантности. Это был итоговый день.

Фотоотчет недели толерантности «Вместе — мы сила»Фотоотчет недели толерантности «Вместе — мы сила» Детский сад сегодня - это модель будущего общества. В современном детском саду могут быть представители разных религий и культур, с разным.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Особенности педагогической толерантности педагога
Опубликовано: 5 сентября 2024 в 14:19
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности педагогической толерантности педагога» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Антипова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 сентября. День изучения профессий. Передвижка «Мой любимый детский сад»

Сентябрь — начало нового года не только в школах и вузах, но и в детских садах. После летних каникул в дошкольные учреждения, в свой второй дом, вновь спешат малыши.

6 сентября. Осенний день здоровья. Папка-передвижка «Профилактика гриппа и простуды»

Смена сезонов — это всегда нагрузка для иммунитета. Как уберечь ребенка от простудных заболеваний осенью? Теме укрепления детского здоровья в осенний период посвящен сегодняшний праздник.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД