Галина Николаевна Черниговская
Консультация «Особенности ознакомления детей с музыкальной культурой народов»
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности ознакомления детей с музыкальной культурой народов.
Искусство – из составляющих духовной культуры человечества. Люди с самых древних времен стремились передать и сохранить свои мысли, чувства и впечатления. Не у каждого народа был большой запас слов в языке и не каждый народ имел свою письменность, самым распространенным видом искусства стали музыка и танец. А чуть позже к ним добавился и театр.
Публикация «Консультация „Особенности ознакомления детей с музыкальной культурой народов“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Любой вид искусства у каждого народа имеет свои отличительные национальные черты. Специалисты могут определить национальную принадлежность музыки по нескольким аккордам или даже по музыкальному : инструменту. В танце можно выразить и романтические чувства, и скорбь утраты. Подготовленный костюмированный танец или театральная постановка могут рассказать длинную историю, например, о превращение принца в деревянного Щелкунчика и о его чудесном спасении.
Что бы помочь детям понять истоки языческих пережитков, отношение народа к различным вымышленным персонажам, мы призываем на помощь музыку. Многие композиторы обращали внимание на богатство народной музыки и старались использовать его в своем творчестве. Посредством средств музыкальной – выразительности пытались передать образ любимых детских героев А. К. Лядов «Кикимора», П. И. Чайковский «Баба Яга», М. П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках». Дети не только слушают профессиональную музыку, но и разучивают народные песенки - заклички, с помощью которых дети на Руси обращались к силам природы. Особое место в детском музыкальном фольклоре занимают колыбельные песни, которые тоже являлись своего рода оберегами от злого глаза или непрошенного гостя. Обращаю внимание на их мелодичность и напевность у разных народов России. С удивлением и некоторым волнением слушают дети звучание бубна шамана, наблюдают за необычными движениями его ритуального танца. У нас имеется возможность показать разные ритуальные танцы во время видео просмотров, что усиливает впечатления детей и уточняет их представления.
Каждый образованный человек должен знать людей, которые прославили свою родину. Во всем мире любят и ценят русских композиторов
и музыкантов. Как правило, дети плохо запоминают имена известных людей, но, благодаря системной и планомерной работе с использованием разнообразных наглядных средств, дидактического материала, могут различать их по внешности, узнавать на слух музыкальные произведения, созданные ими. Вместе с детьми оформляем тематические выставки «Мир балета», «Сказка в музыке», закрепляем знания с помощью развивающих игр и компьютерных программ «Щелкунчик», «Времена года», «Картинки с выставки». Для более тесного знакомства с профессией музыканта приглашаем на встречи с детьми городских представителей культуры.
Каждый народ имеет свою символику – предметы, явления, характерные, присущие только ему. Что бы это стало доступно детям, начинаем объяснять на близких понятиях: эмблема возле входа – символ группы нарядно украшенная ёлка – символ Нового года. В музыке тоже есть свои символы – нотные знаки. Но существуют ещё и национальные музыкальные символы : русская балалайка, гимн России, кавказская «лезгинка» тувинское горловое пение. Умение различать и обращать внимание на различную символику, мы формируем уже в дошкольном детстве и надеемся, что это пригодиться детям в дальнейшем.
К любым героям сказок мы обращаемся постоянно и в любых видах – детской деятельности. Музыка открывает перед детьми новые возможности: проявление творчества в процессе танцевальных импровизаций, соотнесение характера музыки с поступками положительных и отрицательны: персонажей, выбор тембра музыкального инструмента в зависимости от сказочного образа. Видео коллекция фильмов-балетов способствует знакомству детей с возможностями создания целостного образа сказочного героя посредствам музыки, танца, декораций, костюма, грима. Руководствуясь деятельностным принципом работы с детьми, создаем различные ситуации для развития их творческого потенциала: театрализованная деятельность,упражнения – импровизация, музыкальные игры.
К сожалению, приходиться констатировать тот факт, что современным детям известно очень мало игр, в которые играли наши предки. На Руси издавна существовало огромное количество игр, способствовавших воспитания у ребенка ловкости, быстроты, силы, сообразительности, внимания и тому, что современная педагогика называется «социализацией ребенка»(приучение его к соблюдению этнических норм, правил общежития).Многие из этих игр требовали от участника музыкально – ритмических умений: пения песен – закличек и попевок – дразнилок, исполнения ритмично повторяющихся движений, ведение хоровых узоров, игры на простых музыкальных инструментах. Все эти первоначальные навыки мы даем нашим воспитанникам, что раскрепощает их и обогащает самостоятельную деятельность.
Изначально музыкальные игрушки присутствовали у всех народов почти в каждой семье. Ими могли стать обычные предметы народного быта : вязанка дров, коробочки с крупой или горохом, деревянные ложки, пила. С течением времени люди научились создавать более совершенные, промышленные звучащие игрушки. И в наше время музыкальными игрушками могут стать самые обычные окружающие предметы. Главное, научить детей всматриваться, вслушиваться, проявлять креативность для организации своего досуга. Мы даём детям образцы создания звучащих предметов, учим применять их при звучании литературных произведений и игр.
С древнейших времён певческая культура была неотъемлемой частью жизни любого народа, его душой, способом выражения радости и грусти. В содержание песен отражался уклад жизни, в их звучании – традиционные напевы. Разнообразный песенный репертуар даёт возможность педагогу включить пение в любой вид детской деятельности. Впечатление детей обогащаются с помощью встреч с профессиональными исполнителями. Песня сопровождает человека на протяжении всей жизни. Поэтому, прививая любовь к пению, мы сохраняем традицию любого народа, передавать свой опыт от поколения к поколению. Танцевальная культура разнообразна и многолика. Это и ритуальные пляски с участием большого количества людей, которые часто выглядят как хороводы вокруг костра или священного предмета. Тема таких танцев –
война, охота, религия, быт и связь с природой. Это и танцы бесстрашных воинов (украинский гопак, грузинские харуми и танец с саблями, шотландский танец с мечами, которые выглядели как соревнование в выполнение сложных элементов из прыжков, присядок, вращений. Это и бытовые танцы, темы которых, зависели от внимания народа к одной из сторон жизни: священному огню (у славян водили хороводы вокруг костра, охоте (у якутов – танец медведя, традиционным занятием ремёслам (у гуцулов – танец дровосеков, у белорусов – «Лянок» у Украинцев – «А мы просто сеяли»). Детям очень интересно узнавать особенности происхождения танцев, их смысл. Такая информированность повышает успешность детей в освоение несложных танцев народов России.
Музыкальные инструменты у разных народов были неотъемлемой частью праздников и народных гуляний. Они, как правило, очень просты сделаны собственноручно. На них можно наигрывать незатейливые мелодии для аккомпанемента поющим и танцующим. Некоторые инструменты были распространены на обширных территориях и отличались только своим «местным» названием. Например, славянские народы играли на гуслях, волынках (коза, дуда, дудках и жалейках (разновидность флейты). Русские крестьяне, играли на сопели, а украинцы называли тот же инструмент сопилкой. Общими для всего мира являются всевозможные бубны и барабаны. Другие инструменты можно назвать национальными, присущими только определённому народу. Мы не только рассказываем детям об этом многообразии, но и создаем свой музей музыкальных инструментов, где собраны профессиональные и самодельные экспонаты, которые ребята могут использовать в игровой и театрализованной деятельности.
История театрального искусства насчитывают несколько тысяч лет. Ещё в 14веке в моду вошли комедийные пародии на жизнь богатых людей и добродушное подсмеивание над бедняками. Особенно яркие и запоминающие представления были в кукольном театре с традиционным набором персонажей, где главный герой всегда достигал своей цели. Дети с удовольствием узнают об особенностях профессий актера и кукловода, звукорежиссёра и художника – оформителя, а так же упражняются выполнении той или иной роли.
Праздники есть у каждого народа. Они могут быть религиозными и бытовыми, семейными или общенациональными, но в каждом из них проявляется самобытность народной культуры, традиций мировосприятия. Атмосфера праздника помогает людям лучше узнавать и понять друг друга. Мы не только даем сведения о праздничных традициях, но и предоставляем возможность прожить их, поучаствовать в том или ином обряде. Создавая праздничную атмосферу с помощью национальных костюмов, музыки, предметов быта, формируем основы толерантного отношения, интерес к жизни других народов.
В результате целенаправленной работы по знакомству с музыкальной культурой народов России дети становятся более компетентными участниками разнообразных мероприятия ДОУ. Они не просто выполняют задание взрослых, но и участвуют в коллективных обсуждениях очередного проекта, способны критически оценить свои действия, предложить свои варианты решения какой – либо проблемы.